Нет ничего тайного, что не стало бы явным. По неофициальным данным, Украина рассматривала возможность размещения облигаций в рублях и вела переговоры с рядом крупнейших российских финансовых институтов. Но само украинское правительство не спешило афишировать свои намерения разместить ценные бумаги на российском рынке. Вместо него это сделал президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф. В кулуарах «Форума Россия 2012», организованного Сбербанком и «Тройкой Диалог», он сообщил журналистам, что его государственный банк, являющийся крупнейшим в России, ведет переговоры с правительством Украины по привлечению долгового финансирования для нашей страны. По словам Грефа, у него пока «нет опасений по поводу того, что это не удастся сделать». При этом он добавил, что от правительства Украины Сбербанк РФ «пока обращения по двустороннему кредитованию не получал».
Украина, безусловно, нуждается в кредитах и инвестициях, и, к сожалению, чем дальше, тем больше. Наша денежная система сегодня очень сильно напоминает финансовую пирамиду, которая живет за счет все новых и новых заимствований. Так, дефицит платежного баланса страны в минувшем году достиг 2,45 миллиарда долл., тогда как в 2010-м этот баланс был сведен с профицитом 5 миллиардов долл. При этом, согласно данным Нацбанка Украины, дефицит текущего счета в прошлом году вырос в три раза — до 9 миллиардов долл. с 3 миллиардов долл. в 2010 году. При этом профицит счета операций с капиталом и финансовых операций, который можно назвать палочкой-выручалочкой для валютно-финансовой ситуации в стране, в прошлом году уменьшился на 15% — до 6,8 миллиарда долл. с 8 миллиардов долл. годом ранее.
Большие надежды возлагаются нашим правительством на сотрудничество с Международным валютным фондом. Но взаимопонимания с ним, по-видимому, пока нет. Во время встречи премьер-министра Украины Николая Азарова с главой МВФ Кристин Лагард он пытался навести мосты и приводил, казалось бы, неотразимые доводы. «Я ей сказал, — рассказывал премьер недавно украинским предпринимателям, — что и Украина член МВФ, и Греция, например, член МВФ. В Греции сейчас 150 миллиардов просто списывается задолженности». «Вдумаемся в масштаб цифр, — продолжал Азаров. — 150 миллиардов просто списывается, а еще 250 миллиардов реструктуризируется под доходность 3,75%. Сейчас споры ведутся под 3,75 или под 3,5%, а ведь наша страна по населению в пять раз больше, чем Греция, и проблем у нас не меньше».Одна из них — это большая внешняя и внутренняя задолженность государства. «Долги наши тянут нас, как говорят, но мы рассчитаемся с долгами, уже такой график есть у нас, и мы рассчитаемся с долгами», — сказал Азаров, не обращая внимания на повторы, и подчеркнул, что экономика Украины работает устойчиво и развивается. По его словам, в 2012 году рост ВВП может достигнуть 5%, а инфляция будет в пределах однозначного числа. «2012 год, с точки зрения и развития внутреннего рынка и внешних рынков, имеет определенные риски, — сказал Азаров. — Но, вместе с тем, мы смотрим достаточно позитивно на этот год».
Возможно, такую уверенность Азарову придает ход переговоров со Сбербанком России? Но не попадем ли мы в результате в кредитную кабалу? Если МВФ, как правило, сопровождает свои кредиты определенными экономическими требованиями к заемщику, то у нас есть немало оснований утверждать, что наш сосед обусловит свой кредит условиями политическими. Впрочем, в нынешних условиях нашему правительству, как говорится, выбирать не приходится. Председатель наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат считает именно так. По его мнению, сегодня главное, под какую доходность будут выпущены и распространены в России украинские облигации. Если до 7%, то в случае межгосударственных отношений это можно считать нормальным. Онистрат не сбрасывает со счетов политические риски, возникающие в этом случае, но утверждает, что в любом случае сторона, которая берет кредит, начинает работать на того, кто его дает. «Что тут должно нас пугать? — спрашивает он и отвечает: — Политическая зависимость». И тут же задает риторический вопрос: «А разве сейчас ее нет?»