Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рынок «воздуха»

Украине есть что предложить
15 февраля, 2005 - 20:14

Сегодня вступает в силу одно из самых многострадальных международных соглашений. В нынешнем году Киотскому протоколу исполнится восемь лет, и за это время, не секрет, он успел стать предметом политических и экономических игр. Чего только стоят недавние высказывания депутатов российской Госдумы, голосовавших против ратификации документа. По их мнению, «Киотский протокол — это поход страны против собственных интересов», «экономический Освенцим» и «энергетический ГУЛАГ». Он якобы в одночасье ставит крест на планах российского президента к 2010 году вдвое увеличить рост ВВП. Не менее резки в суждениях и Соединенные Штаты. Белый дом убежден, что ратифицированный 136-ю странами Киотский протокол слишком дорого обойдется Америке. Став 137-й, страна столкнется с резким повышением цен на бензин, природный газ и электричество. Некоторые резоны в этих возражениях есть: Протокол действительно устанавливает рамки энергопотребления.

Впрочем, без вступления документа в силу сегодня никто не говорил бы о «первой победе над глобальным потеплением». Ведь именно для этого и был разработан протокол. А без участия в соглашении 55% стран-загрязнителей он бы не вступил в силу. В идеале, к 2012 году страны ЕС должны сократить выброс парниковых газов на 8%, а Япония — на 6% (по сравнению с уровнем 1990 года). Согласно Киотскому протоколу, сделать это государства могут как самостоятельно, так и при помощи партнеров. Самый простой путь — вкладывать средства в «очищение» своих производств. При этом главное — чтобы показатель по выбросам не превышал установленный для страны лимит. Другой путь связан с самым что ни на есть оригинальным бизнесом — «торговлей воздухом». Более «парниковоопасная» страна может закупать квоту на загрязнение у иного участника протокола (если, конечно, у него остается резерв). Не исключены и бартерные сделки: мол, вы нам квоту, а мы вам модернизируем производство. Ведь, не «очищая» заводы, даже самая экологически безопасная страна может со временем превратиться в покупателя воздуха.

Присоединившись к протоколу, по оценкам экспертов, США и были бы самым крупным покупателем. В похожем положении находится и Россия, которая до недавнего времени оттягивала момент ратификации протокола. В Украине же все наоборот: экологи и чиновники в один голос уверяют, что этот документ принесет нам немалый доход. Точкой отсчета для Киото стал 1990 год, когда в Украине начался резкий спад производства. Страну не сочли экологически опасной и позволили беспрепятственно вырабатывать до 800 миллионов тонн углекислого газа в год. Как утверждает менеджер проекта Минприроды Вадим Дюканов , свою квоту Украина использует лишь на 65—70%. Ежегодно мы могли бы «предлагать на рынок» до 146 млн. тонн CO 2 , что сделало бы страну одним из самых крупных поставщиков квот на «воздушном рынке». Одна тонна оценивается приблизительно в 10—20 долларов, и, по оценкам Немецкой консультативной группы, потенциальные доходы Украины могут составить от 770 миллионов до 2,9 миллиарда долларов. Кроме того, мы привлекательны для инвесторов. Согласно Киотскому протоколу, любая страна, помогая уменьшать выбросы «коллеге», зарабатывает себе «очки». По подсчетам Мирового банка, на каждую тонну сниженных выбросов в Украине необходимо потратить всего семь долларов. В то время как в США — 190, а в государствах ЕС — 270.

Стоит отметить, что внутри страны механизм «торговли воздухом» уже доказал свою дееспособность. Как ни странно, речь идет о яром противнике протокола — США. В стране, которая производит 25% «мирового» CO 2 , заработала первая биржа по торговле квотами. Компаниям выдаются разрешения на определенное количество выбросов, а те либо используют их, либо продают. Иными словами, структуры, способные без больших затрат «очистить» производство, получают прибыль за счет других, которым экологическая безопасность обойдется дороже.

Другой вопрос: начнется ли реальная межгосударственная торговля квотами и сможет ли Украина в ней участвовать? Несмотря на то, что нами действительно заинтересовались (в частности, конкретные предложения уже поступили от Канады, Испании и Голландии), ответа от украинской стороны не последовало. С тех пор, как Верховная Рада ратифицировала Киотский протокол, прошел год. Однако реестра и кадастра выбросов, необходимого для выполнения условий протокола, пока нет. Равно как отсутствует структура, которая бы могла проводить регистрацию заявок и мониторинг проектов. К тому же, необходимо решить, кто же будет выдавать сертификаты на снижение выбросов. По самым заниженным оценкам, на все это Украине понадобится несколько миллионов долларов, пока что не предусмотренных в бюджете. Правда, по словам главы комитета ВР по вопросам экологической политики Геннадия Руденко , помимо бюджета, есть и другие источники — к примеру, национальный экологический фонд, который создадут в самое ближайшее время. По словам Г. Руденко, Украина занимает шестое место в мире по объемам возможных к продаже квот, а значит, интерес к нам со стороны инвесторов и покупателей будет стабильным. «Те же проекты, которые пришлось отвергнуть из-за неготовности, несоизмеримы с потенциалом нашей страны «на рынке воздуха», — убежден Г. Руденко.

Бизнес бизнесом, но многие экологи считают: время Киотского протокола безнадежно упущено. Ведь по прогнозам, к 2010 г. уровень загрязнения на планете, по сравнению с 90-ми годами, возрастет на 30%. В то же время полное выполнение всех условий документа позволит сократить выбросы лишь на 10%. А неучастие в глобальном экологическом соглашении США еще в несколько раз уменьшает значимость реальных выгод протокола. Кроме того, дабы изме нения климата стали обратимыми, одного Киото недостаточно. Как ранее отмечал в интервью «Дню» академик НАН Украины Дмитрий Гродзинский , техногенные выбросы — далеко не единственная причина увеличения парниковых газов. «Нуж но расширять зеленую массу планеты, восстанавливать леса, очищать океанические воды... Словом, делать все возможное, чтобы CO 2 поглощался намного активнее». По мнению Д. Гродзинского, Киотский протокол — это очень важный, но только первый шаг к экологической сознательности. Принести же свои плоды он сможет лишь при условии, что вскоре последуют не менее ответственные решения.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ