А вчера пресс-секретарь В.Ющенко Наталья Зарудная заявила об «урегулировании» проблемы, сообщает Интерфакс- Украина. Однако пресс-секретарь не представила общественности конкретной программы премьера по соглашению долга. Такой программой могла бы стать реструктуризация, погашения долга путем привлечения банковских кредитов и т.д.
Если Ющенко и погасит сегодняшние долги перед «Итерой», где гарантия, что следующие долги не возникнут завтра? Что через две недели Макаров вновь не обратится с аналогичным а письмом к Президенту (тем более, что Макаров подтвердил в ходе встречи с Ющенко перспективу снижения «Итерой» поставок газа генкомпаниям)? Ющенко однажды вначале ноября уже «договорился». К тому же мы стали свидетелями того, что генкомпании в силу каких-то причин не способны рассчитываться с «Итерой» даже при нынешнем уровне оплаты им электроэнергии ГП «Энергорынок».
Украина нуждается в комплексной стратегической программе разрешения газовых долгов, а тепловые генкомпании — в диверсификации источников поставок газа. Правительство пока, к сожалению, выступает в роли «пожарной команды». Подобная тактика дает «Итере» хороший плацдарм для действий по «выкручиванию рук». Подтверждением служат следующие факты.
ПОСЛЕДНЕЕ «АНГЕЛЬСКОЕ»
В письме Макарова говорилось о том, что «Итера» намеревалась прекратить поставки газа украинским генкомпаниям с 1 ноября, однако вняла просьбам Виктора Ющенко, пообещавшего россиянам погасить $61,5 млн. долга энергетиков за газ до 8 ноября. Обещанная Ющенко дата прошла, а проплат не было.
Для специалистов заявления «Итеры» в канун зимы не стало неожиданностью. «Итера» в этом году неоднократно снижала поставки газа украинским ТЭС, ставя энергетиков в экстремальные условия. В октябре энергокомпании разрешили проблему газового дефицита просто: за счет выкачки из трубопроводов незаконтрактованных объемов газа, что вполне может быть классифицировано российской стороной, как несанкционированный отбор. С 9 октября и до конца месяца электростанции ежесуточно потребляли более 30 млн. кубометров газа при декларируемой поставке «Итерой» на ТЭС всего 4,8 млн. кубов в сутки.
О последствиях несанкционированного отбора российского газа украинскими потребителями (включая генкомпании) говорилось в телеграмме заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Александра Пушкина от 2 ноября на имя вице-премьера Юлии Тимошенко и председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадима Копылова: «Дальнейшее затягивание решения вопросов обеспечения Украины необходимыми ресурсами газа в осенне-зимний период 2000—2001 годов уже привело к его несанкционированному отбору из транзитных газопроводов и вынудит ОАО «Газпром» обратиться в судебные органы».
По сообщению «Интерфакс- Украина», ОАО «Газпром» прогнозирует превышение Украиной в ноябре отбора газа сверх установленных лимитов на 1,5—2 млрд. кубометров. Весомую лепту в увеличение общего несанкционированного отбора газа Украиной в ноябре могут внести и генерирующие компании, поскольку «Итера» предоставила отечественным электростанциям на этот месяц 674,8 млн. кубометров газа. А это всего 50% их газовой потребности. Со 2 ноября «под обещания» Ющенко электростанции начали получать ежесуточно 22,5 млн. кубометров «итеровского» газа. Однако совершенно очевидно, что в случае полного прекращения «Итерой» поставок газа с 15 ноября могут реально уменьшиться и физические поставки газа электростанциям.
Письмо Макарова — свидетельство того, что проблема отношений генкомпаний с «Итерой» переросла в ранг проблемы национальной безопасности Украины. В канун приближающейся зимы Украина попала в полную зависимость от оффшорной структуры.
ОТ ДИСКУССИИ К ПОДСЧЕТАМ
Остается отдать должное прозорливости Президента Кучмы, поручившего аппарату СНБО вполне естественное для этого органа задание: разобраться с действительным положением дел в ТЭК перед приближением морозов.
Странно, что некоторые средства массовой информации усмотрели в работе комиссии прежде всего выполнение политического заказа со стороны «магнатов» от энергетики. Решение Кучмы создать комиссию СНБО возникло не случайно, как не случайно возник и конфликт Юлии Владимировны с Азаровым.
И никакая «политика» вместе с «олигархами» здесь не при чем. Разве не Юлия Тимошенко позволяла себе на посту вице-премьера «маленькие слабости» в своевольной трактовке «цифирей» и подгонке фактов, разве не лично она неоднократно обещала стабильную частоту в энергосети 50 Гц, скорое разрешение проблем с ядерным топливом, газом и мазутом, а также полное и окончательное прекращение энергокризиса?
К сожалению, политические заявления энергетической леди не всегда отражали реальное состояние энергетических дел, о чем часто и подробно говорили СМИ.
А это очень серьезно для человека, не без гордости заявившего о возложении на него всей полноты ответственности за состояние дел в ТЭК зимой. Кстати, небезынтересно было бы узнать, чем отвечает Юлия Владимировна, кроме традиционной потери служебного кресла?
Нравится это кому-то или нет, но экономика — наука точная. Попробуем посчитать. Вернемся для примера к пресловутым расчетам генкомпаний за импортный газ. Как уже упоминалось, «Итера» в октябре сократила поставки газа электростанциям до 4,8 млн. кубометров в сутки, что соответствовало сентябрьскому уровню оплаченного генкомпаниями 27,4% использованного газа. Доля топлива в структуре себестоимости электроэнергии украинских тепловых генкомпаний в последние годы составляет около 80%, из которых на газ приходится менее 40%.
Если верить отчетам госпредприятия «Энергорынок», в сентябре ГП оплатил четырем тепловым генкомпаниям деньгами около 478,5 млн. грн. или 94% купленной у них электроэнергии стоимостью 507 млн. грн. «Центрэнерго», в частности, получило деньгами в сентябре 86,9% стоимости реализованной в оптовый рынок электроэнергии, «Днепроэнерго» — 99,5%, «Донбасэнерго» — 80,3% и «Захидэнерго» — 129,4%. Не многим меньше ГП «Энергорынок» рассчитался деньгами с тепловой генерацией и в октябре: «Центрэнерго» — 63,6%, «Днепроэнерго» — 104,2%, «Донбасэнерго» — 98,9% и «Захидэнерго» — 121,5%.
Казалось бы, полученных генкомпаниями денег должно было с лихвой хватить для расчетов за уголь и газ, учитывая, что мазут энергетики в сентябре и октябре практически не закупали. Можно возразить, что генкомпаниям якобы приходилось рассчитываться в сентябре и октябре по старым долгам перед «Итерой», возникшим в зимние и летние месяцы. Однако эти аргументы малосостоятельны, поскольку генерация после весеннего перерыва с конца июня возобновила закупку газа у «Итеры», а уже в августе уровень денежных расчетов за электроэнергию был выше, чем в сентябре.
К тому же, по данным «Итеры», основная часть общего долга генкомпаний перед корпорацией $61,5 млн. — возникла за газ, использованный электростанциями с конца июня.
Можно предположить, что топливная составляющая в структуре себестоимости электроэнергии у «тепловиков» превысила 100% (!), и работа тепловых генкомпаний стала сугубо убыточной.
Однако подобный тезис в Министерстве топлива и энергетики не подтвердили. Возникшие проблемы расчетов с «Итерой», стало быть, можно объяснить лишь двумя причинами: либо данные о денежных расчетах за электроэнергию преувеличены, либо правительство использовало основную массу поступающих генкомпаниям денег на другие приоритетные нужды.
Интересно было бы получить ответ правительства, на какие?
Не менее интересно было бы также узнать, какими доводами руководствовались государственные менеджеры в сентябре, решив резко увеличить потребление «итеровского» газа, чтобы накопить дополнительные запасы угля на ТЭС? Как будто с сокращением «Итерой» поставок газа в зимние месяцы генкомпаниям не придется увеличить дополнительно объемы сжигаемого угля.
РЕФОРМЫ КАК ЖЕРТВА «МОНЕТАРИЗАЦИИ»
Проблема расчетов с «Итерой» является лишь частным эпизодом в общей энергетической панораме, и возникла эта проблема не случайно.
С момента провозглашения новым правительством реформаторского курса в энергетике для специалистов было очевидным, что потребители не смогут оплатить деньгами 100% электроэнергии, что отрицание альтернативных источников поставок топлива электростанциям при отсутствии 100% денежной оплаты стратегически небезопасно. Что «Проминвестбанк» никогда не даст кредит энергетикам для расчетов с «Итерой» после того, как распорядителем счетов энергорынка был назначен «Ощадбанк». Что управление средствами энергокомпаний с Грушевского не может быть экономически эффективным, тем более при отсутствии в команде реформаторов профессиональных энергетических менеджеров. Что реанимация командно-административной системы в электроэнергетической отрасли при игнорировании экономической заинтересованности субъектов «энергорынка» приведет к дальнейшему повышению затрат энергетики, а значит, росту тарифов на энергоносители. Что рост тарифов на электроэнергию ударит, в первую очередь, по наиболее крупным промышленным предприятиям, приносящим наибольшие доходы в бюджет. Что, наконец, спасение энергетики во имя самой энергетики бессмысленно, так как в скором времени не останется тех, ради кого ее спасают. Остается лишь догадываться, было ли все это очевидным для тех на кого возложена «вся полнота ответственности» за топливно- энергетический комплекс?
Правительство реформаторов, к сожалению, так и не ответило на многочисленную критику представлением комплексной программы реформирования энергетики. Вместо этого руководство Кабмина поставило своей единственной задачей осуществление «монетаризации» отрасли, что реформаторы понимали как увеличение оплаты электроэнергии «живыми деньгами» до 100%. Благодаря «живым деньгам» планировалось якобы обеспечить электростанции топливом, а их работников зарплатой, достроить атомные энергоблоки, реализовать на централизованном уровне государственные энергосберегающие программы в энергетике, а также очистить энергетику от «воров-олигархов».
Любая критика действий правительства в энергетике со стороны Президента Украины, СНБО, УСПП или средств массовой информации объяснялась происками «теневиков», желающих и далее наживаться на энергетике.
Не дождавшись, впрочем, к началу осени ожидаемых 100%-х денежных платежей за электроэнергию, реформаторы решили залатать топливные дыры на электростанциях за счет кредитно-дисконтных операций. При нежелании банков предоставлять энергетикам долгосрочные и рискованные кредиты, правительство обязывает тепловые генкомпании привлекать кредиты краткосрочные. Как известно, проценты по краткосрочным кредитам на десятки пунктов превышают долгосрочные, что еще более ухудшает финансовое положение генерирующих компаний, кредиторская задолженность которых возросла с начала года на 3,1 млрд. грн., достигнув на начало ноября 17,4 млрд. грн.
Проблему закупки российского ядерного топлива для АЭС правительство продолжает решать за счет продажи дешевой электроэнергии на розничном рынке с последующим отнесением «дисконтов» на счет хозяйственных убытков НАЭК «Энергоатом». Потери самого же «Энергоатома» от дисконтной деятельности правительство решило переложить на потребителей электроэнергии, решив повысить закупочные тарифы на электроэнергию НАЭК.
Не лучшим образом обстоят дела и с дистрибьюторскими компаниями. В результате перераспределения реформаторами денежных потоков энергорынка в ручном режиме, энергопоставляющие компании не имеют возможности получать причитающиеся им средства на содержание и ремонт электросетей. За восемь месяцев этого года технологические потери электроэнергии в распределительных сетях составили 16,4 млрд. кВт/час, увеличившись на 1 млрд. кВт/час по сравнению с прошлогодним периодом.
К сожалению, в войне с «теневиками» реформаторы забыли об истинном реформировании отрасли. Государственными чиновниками так и не были подняты вопросы структурной перестройки действующей модели «энергорынка» для создания истинно рыночной и конкурентной среды. Не решается проблемы диверсификации источников поставок энергоносителей, обеспечения экономической заинтересованности субъектов энергорынка в результатах работы, а также выработки комплексной стратегии приватизации энергокомпаний.
Не исключено, что эти задачи вместе с проблемой расчетов генкомпаний с «Итерой» придется решать в самое ближайшее время.