Глава Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины Александр Бондарь сообщил, что в настоящий момент уже нарушен график приватизации «Укртелекома», предусмотренный законом об особенностях его приватизации, поскольку Кабинет Министров еще даже не принял решение о создании комиссии по приватизации компании, а задержка с продажей может привести к снижению цены и появлению дополнительных препятствий для приватизации, сообщает Интерфакс-Украина. Глава ФГИ напомнил, что до создания этой комиссии никаких дальнейших действий по приватизации «Укртелекома» предпринимать нельзя.
«Чем дольше готовимся, тем больше шансов, что вообще не продадим. Я переживаю, что «Укртелеком» будет доведен до состояния «ЛиНОСа», — сказал А.Бондарь, напомнив при этом, что в результате задержки с приватизацией Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (ОАО «ЛиНОС») был продан в 10 раз дешевле, чем он оценивался в начале приватизации.
Как отметил А. Бондарь, его позиция по срокам приватизации «Укртелекома» не совпадает с позицией Кабинета Министров по этому вопросу. Он подчеркнул, что без продажи акций «Укртелекома» выполнить план бюджетных поступлений в 2001 году в размере 5,9 млрд. грн. «вряд ли удастся». (Стоимость целостного имущественного комплекса «Укртелекома» на конец 1999 года составляла 4 млрд. грн.) Напомним также, что Закон об особенностях приватизации «Укртелекома» был принят Верховной Радой в июле 2000 года. Обязательным условием является закрепление за государством 50%+1 акция предприятия. Предусмотрена конкурсная продажа не менее 25% акций АО промышленному инвестору исключительно за денежные средства. Как ожидается, инвестор приобретет 36—40% акций АО, так как 10—14% акций могут приобрести по льготной подписке работники предприятия. Продажа стратегическому инвестору ожидается в конце 2001-го — начале 2002 года, и любой перенос сроков, может поставить под вопрос выполнение доходной, следовательно, и расходной части бюджета, а вместе с тем и всю широко разрекламированную правительством социальную направленность главной сметы страны.
Глава ФГИ считает, что пробным шагом, который покажет, как вообще пойдет приватизация в этом году, будет процесс исключения из сферы государственной собственности шести облэнерго, продажа которых должна состояться 22 февраля (Киевоблэнерго, Ровнооблэнерго и Житомироблэнерго) и 1 марта (Севастопольоблэнерго, Херсоноблэнерго и Кировоградоблэнерго), сообщает Part.org.ua. И от того, как пойдет приватизация в энергетике, по мнению А.Бондаря, зависит и весь дальнейший процесс приватизации.
Между тем правительство Украины разработало проект постановления «О мерах по предотвращению неплатежей энергопоставляющих компаний за электроэнергию», которым, в частности, планируется сокращать перечисление денег облэнерго за услуги по передаче электроэнергии потребителям пропорционально задолженности этих организаций за купленную на оптовом рынке электроэнергию. Согласно проекту энергопоставщики будут получать со своих распределительных счетов на 20% меньше положенных средств в случае задолженности за электроэнергию в размере 10—15 дней, на 50% — при задолженности до 30 дней и на 90% — при задолженности свыше 30 дней. Предполагается, что Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) будет вводить внешнего управляющего (временную администрацию) в тех облэнерго, которые будут оплачивать «живыми» деньгами менее 80% стоимости электроэнергии, купленной в течение последнего месяца. Если после этого в течение 30 дней не увеличится денежная оплата электроэнергии, то НКРЭ приостанавливает действие лицензии на поставку электроэнергии. Одновременно Комиссия устанавливает алгоритм, которым лишает энергопоставщика причитающихся ему денег и направляет средства ГП «Энергорынок» в счет погашения долга облэнерго за электроэнергию.
По мнению представителей энергопоставляющих компаний, принятие Кабмином постановления приведет к окончательной экономической и хозяйственной деградации энергопоставляющих компаний. Эксперты «Дня» также считают, что эти меры являются продолжением практики ручного управления энергетикой и в случае их реализации еще в большей мере дискредитируют инвестиционный имидж Украины.
Руководитель ФГИУ уверен, что приватизация не должна проводиться в ручном режиме, «будь то Президент, Кабинет Министров или Фонд, а только в соответствии с действующим законодательством». Он подчеркнул: в этом состоит принципиальная позиция Президента: «Вы знаете, — сказал А.Бондарь, — что он (Президент. — Авт. ) никогда не вмешивался в процесс приватизации конкретных объектов. Конечно, я даю ему отчет, без этого не обходится. И у Президента есть замечания к Фонду». Плотный контроль Президента за ФГИУ глава Фонда пояснил необходимостью предотвращения «таких скандалов, как с приватизацией Запорожского алюминиевого комбината (ОАО «ЗАлК»)» и добавил: «Если такие скандалы будут происходить и в текущем году, то инвесторы не пойдут в Украину: мы их запугаем до такой степени, что они будут обходить Украину десятой дорогой».
КОММЕНТАРИЙ
Александр РЯБЧЕНКО, председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады по приватизации:
— Сейчас мы уже имеем подтверждение высказывавшихся прежде предположений, что в Украине, как у продавца, в ходе приватизации, действительно, будут огромные проблемы. Причем не только в том, чтобы найти покупателя (это само собой), а в том, чтобы провести продажу в соответствии с законодательством. В основе тут лежит исторически сложившееся в Украине желание вручную поуправлять, разделить покупателей не по профессиональным качествам, а по политическим мотивам или по персоналиям, заинтересованным в отдельных покупателях: эти нам не годятся, а те — подходят.
При этом главное, что правительство будет иметь свою точку зрения, а ФГИУ будет действовать, как и раньше, руководствуясь довольно таки вольными положениями, выпущенными под привычные для него действия. Никогда прежде правительство не интересовалось тем, как будут голосовать члены конкурсной комиссии, не решало, кого следует, а кого не следует допускать к конкурсу. Сейчас такое желание появилось, и это будет основной проблемой приватизации, поскольку ФГИУ не склонен ограничиваться в русле, в которое его хочет втиснуть правительство. Тем более, что для этого нужно переделывать существующие законы. Особенно в отношении конкурсов.
Судя по имеющимся проектам документов, то, что собирается сделать правительство, будет реализовываться с большим трудом. Придание Фонду функций продавца при правительстве просто не впишется в структуру украинской приватизации, изменения в которой пока не планируются. А кто будет отвечать за те или иные решения? Сегодня отвечает Фонд. А правительство по Конституции не отвечает за приватизацию. Ни в одном законе оно не выступает как продавец государственного имущества. И наоборот, именно Фонд по Конституции является таким продавцом.
Такие предложения правительства выглядит для приватизации как очень недобрые. Таким образом мы можем еще раз спугнуть инвесторов. А и без того тяжелая проблема выполнения бюджета 2001 года еще более усугубится. Самые крупные объекты приватизации — наиболее проблемные. Продавать «Укртелеком» очень тяжело — не успеваем. Разве что будет найден совершенно уникальный способ. Надо дальше продавать облэнерго. А перспектива этого очень туманная. Что касается привлекательных промышленных объектов, то нужно сначала найти противоядие тому, что было на ЗАлКе, когда правительство собирало членов комиссии и давало им указания. Понятно, что проигравший благодаря этому получает возможность обращаться в арбитраж... Все проигравшие теперь тертые — юристов, набивших руку на приватизации, в их распоряжении достаточно. И арбитражные процессы будут бесконечными, а сам процесс приватизации плавно перетечет в такие суды, которые являются необходимыми, но крайне нежелательными элементами ручного управления приватизацией, особенно если нужно получить крупные суммы денег в бюджет. Чтобы получить запланированные 5,9 млрд. гривен в бюджет, нужно полностью отказаться от всякого вмешательства.