Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С ЗАРАБОТКОВ НЕ ВЕРНУЛИСЬ...

30 ноября, 2001 - 00:00


Построив самую северную в мире православную церковь на полуострове Таймыр, трое волынян, возвращаясь домой, погибли в авиакатастрофе. Чем больше украинцев находят работу далеко от дома, тем чаще печальные известия приходит в их семьи...

А ОЛЕГ ВСЕ РИСУЕТ ПАПУ...

Незадолго до приезда мужа с заработков Таня заколола свинью. И если бы Володя вернулся домой живым, в их небольшой «времянке» за праздничным столом сидели бы все соседи, вся улица Школьная, что в городке Ратно, на которой недавно выросли такие красивые новые дома. Общительного и компанейского Володю Космина никто и никогда не видел без улыбки. И без какого-либо рабочего инструмента в руках — тоже...

Придавленная к земле не годами (ей всего 64), а тяжелым трудом и нежданным горем, Володина мама рассказывает, что все в семье ее мужа в селе Хотешове были прекрасными столярами. И сын, учась в Камень-Каширском межшкольном производственном комбинате, был на Доске почета... Несколько лет назад, когда над Волынским Полесьем, недалеко от Ратного и родного Володиного Хотешова пронесся бурелом, он с отцом в сильные морозы целую зиму расчищал лес, чтобы заработать доски на дом.

На подворье рядом с притихшей от горя «времянкой» — новый двухэтажный дом, который таки построили Космины. Ради этого дома и семейного благосостояния Владимир Космин и ездил на заработки за Полярный круг.

Словно осколок жизни от еще недавно счастливой семьи — красочный календарь на стене, напротив супружеской кровати. Пятилетний Олег очень любил его рассматривать, представляя, наверное, на этих улицах папу, привычно произносил название города, в котором тот работал в последний год. Календарь посвящен юбилею районного таймырского городка Хатанга и обрамлен словами, которые в этом доме теперь звучат кощунственно: «Все будет хорошо!»

В этом доме поневоле опускаешь руки перед Судьбой... Ведь как иначе объяснить беспричинную, несправедливую гибель молодых людей? Володя был единственным сыном у Косминых, еще и появился на свет через 16 лет после брака.

— И когда его мне впервые принесли, я только сказала: «Ну, я бы тебя и среди тысячи узнала», — согревает душу воспоминаниями бедная мать, смотря на нас сыновними глазами: фотоснимки из семейных альбомов подтверждают разительное их сходство.

Еще задолго до трагического дня родные Космина переживали беспокойство. Отцу снились глубокий колодец, черная вода, мертвая рыба... Жена не находила места и почему-то не верила, что муж, наконец, приедет домой. Не было самолета из Хатанги, а был самолет, так как была пурга... Или деньги заработанные из Москвы не переслали, или муж, который должен был их выплатить, из отпуска не вернулся... Когда Володя позвонил и назвал точную дату вылета, Таня выслушала и тихо положила трубку. Не призналась соседке, кто звонил, не сказала детям. Пятилетний Олег и так измучился в ожидании отца: все его портреты рисовал. А Тане к этому времени тоже приснился сон. Как будто бы она с детьми в новой хате, которая стала еще более красивой и более новой, а мужа нигде нет. Она с детьми его искала, искала, да так и не нашла.

НА КРАЙ СВЕТА — ЗА СМЕРТЬЮ

Родные и знакомые говорят, что это была очень счастливая семья, рожденная в большой любви. И даже семейные фотоснимки этому яркое подтверждение... Таня и Володя учились вместе в сельскохозяйственном институте в Дублянах. Она — на специалиста по землеустройству, а он — на инженера-механика. Вместе не прожили и десяти лет. Как Таня — прекрасная хозяйка, так и Володя никого никогда в свой дом не нанимал: все сам умел делать. Однако работы по специальности не то чтобы не было. За заработки, которые выпадали, не мог прокормить семью. Слово «Хатанга» вошло в их дом в начале этого года, когда земляки предложили Космину поехать на строительство православного храма на Таймыр.

— Вы думаете, ему не предлагали работу здесь? Вызывали, агитировали на руководящие должности, но что нынче можно заработать в так называемых реформированных колхозах, на нашей бедной земле? Единственное, что вырастет на наших землях, — лен — и тот свели. Льнозавод в селе Жиричи, недалеко от Ратного, продали, а потом люди помещения разобрали и на хлева себе кирпич забрали. Плакать хотелось над таким разделом имущества, когда на одни рабочие руки приходилось несколько метров стены и ты должен был бить ее ломом. Мы в селе и молока не всегда видим, сдаешь его ради копейки в дом. Володька так жить не захотел! — рассказывали земляки Космина.

На одиннадцатом году украинской независимости жители пограничных с Беларусью волынских районов имеют новую старую икону: «бацька» Лукашенко. В белорусских колхозах волынские «батраки» полют и собирают свеклу, лен, картошку, овощи, лук, работают на строительстве. Молодые, работящие и непьющие мужчины массово «обустраивают Россию».

— Выйдешь весной на автобусную остановку, все куда- то разъезжаются: те — в Москву, те — в Орел или Воронеж. Я также с детства мечтал водителем быть, на автобусе, на машине работал, а пришлось, как видите, и за Полярным кругом поработать, — констатирует Иван Адамович Парфесюк, один из волынской бригады, в которой Владимир Космин строил храм в Хатанге. Большинство ребят из бригады вернулись два месяца назад, а трое остались: кое-что зашпаклевывать, кое-что подкрасить...

— И вроде бы богоугодное дело сделали, и такая трагедия... Я же сам тем Ил-18 три раза летал! Бывало, летели, как в рукавице, столько людей, ведь самолет, правда, это был Як-40, забирал пассажиров с мыса Шмидта, а в Хатанге уже догружался. А их всего 18 человек летело! — вздыхает он.

Мастеровитые волыняне построили в Хатанге, где короткое заполярное лето продолжается всего месяц, не только большой деревянный православный храм. Думали, правда, построить кирпичный, но ничего не получилось, ибо сюда все доставляют самолетами или морским путем в порт Дудинку (и навигацию, кстати, выносят на своих плечах украинские моряки). Они и евроремонт в районной администрации Хатанги сделали. Кроме украинцев, здесь некому «вкалывать» на строительстве. Местный народец, признанный ООН вымирающей нацией, ежемесячно получает в банке определенную сумму от международных организаций (чтобы только жили, плодились и выращивали «олешек»!) — и почти сразу ее пропивает.

Как их предки осваивали Канаду, Аргентину и Парагвай, так ныне волыняне (также львовяне, иванофранковцы, ровенчане и тернопольцы) осваивают Италию, Португалию, Испанию и уже даже Австрию с благополучной Швейцарией. И чаще всего — полулегально... Везут на Волынь цинковые гробы и из России. Прошлым летом область шокировала трагедия, которую пережили в одном из сел Камень-Каширского района (откуда родом и Владимир Космин и много ребят из хатангской бригады). В село привезли три гроба, в двух из них были родные сестры... Девчата не первый год ездили на заработки в этот российский колхоз, говорят, председатель очень ценил их роботящие руки. И председатель соседнего колхоза попросил их помочь на каких-то работах, пообещал хорошо заплатить... Когда возвращались, попали в аварию... Жуткая ирония судьбы: одного из волынян, который тогда не пострадал, смерть догнала через несколько месяцев уже в Беларуси, где он «вкалывал» на бацька Лукашенко... Скоро не будет в этом районе сел, куда бы не привезли погибшего на зароботках.

КСТАТИ

Согласно статистике, определенной по методологии Международной организации труда, Министерством труда и социальной политики, уровень безработицы в Украине в первом полугодии текущего года снизился до 11,4%, против 11,9% в прошлом году. По официальным данным, в этом году более чем в два раза сократилось количество людей, находящихся в неоплаченных отпусках; почти на 200 тыс. сократилось количество людей, работающих неполный рабочий день. Впрочем, несмотря на столь радужные показатели, в Украине все еще остаются 2 млн. 600 тыс. официально зарегистрированных безработных. Кроме того, существует такая категория, как «неполная» безработица (люди, работающие неполный рабочий день, неделю и т. д.) и таких «полуработающих» у нас около 787 тысяч. А еще, по данным консультанта Президента по экономическим вопросам Эллы Либановой, есть еще 1 млн. 400 тыс. украинцев, находящихся в вынужденных отпусках. Итак, в Украине уровень безработицы, по разным подсчетам, колеблется от 11 до 20 процентов, и поэтому сотни тысяч наших соотечественников вынуждены ежегодно выезжать на заработки в другие страны, зачастую полулегально, браться за любую работу, мириться с тяжелыми условиями труда, при которых о технике безопасности вспоминают редко.

На этом фоне весьма странно выглядит тот факт, что руководство страны, которая обрекает своих граждан на подобное существование, не нашло нужных слов, чтобы выразить соболезнование семьям украинцев, погибших в результате недавней авиакатастрофы российского самолета.

Наталья МАЛИМОН
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ