Вчера Кабинет Министров подписал Меморандум о согласовании действий с крупнейшими нефтяными компаниями страны. Рядом с подписью премьер-министра Анатолия Кинаха свои автографы на документе поставили руководители компаний «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ), «ТНК-Украина» (Лисичанский НПЗ), «Лукойл-Украина» (Одесский НПЗ), Казахойл- Украина» (Херсонский НПЗ), «НПК-Галичина» (Дрогобычский НПЗ). По неизвестным причинам к договору не присоединилось ЗАО «Нефтехимик Прикрапатья» (Надвирнянский НПЗ), хотя до последнего момента представителей завода ждали в правительстве. Министр топлива и энергетики Виктор Гайдук назвал это недоразумением, которое разрешится в ближайшее время. В целом, Кабмин договорился о тесном сотрудничестве с компаниями, непосредственно контролирующими 85% украинского рынка бензина.
Согласно Меморандуму, определенные обязательства берут на себя и нефтетрейдеры, и правительство. Кабинет Министров пообещал регулировать рынок бензина только по согласованию с его продавцами. Для этого уже создана экспертно- аналитическая группа при Министерстве экономики. Также Кабмин обязался разработать процедуру «экстренного реагирования» на увеличение импорта нефтепродуктов, если он создаст угрозы для украинских производителей. В свою очередь, нефтетрейдеры обязались неукоснительно платить налоги, обеспечить стабильность цен, повысить качество бензина с целью его экспорта, производить в сумме не менее 15 миллионов тонн нефтепродуктов, что соответствует внутренней потребности страны.
Главной неожиданностью накануне подписания Меморандума стал отказ украинских производителей бензина от инициированной правительством идеи введения пошлин на импорт нефтепродуктов. Решено пока никаких дополнительных таможенных барьеров на пути иностранного топлива не ставить. «Мы договорились внутренний рынок защищать, но это не значит, что через неделю-две будут введены новые пошлины. Пока подождем», — заявил министр Гайдук. В тоже время президент «ТНК-Украина» Александр Городецкий признался, что из-за перекосов в налогообложении угроза внутреннему производству из-за роста импорта на сегодняшний день существует: «Компании, которые работают на российской нефти, вынуждены платить двойную порцию налогов: сначала в России НДС, потом переработали нефтепродукты, и после их продажи еще один НДС. Тем временем в России нет НДС и акциза на нефтепродукты, если поставить их сюда, то получается один налог. Кстати, нефть, поступающая в Беларусь и страны Балтии, тоже не облагается налогами, и за счет более дешевой экономики топливо может оттуда поступать в Украину по низким ценам».
Судя по всему, введение заградительных пошлин на ввоз топлива отложен на март, когда увеличится спрос в связи с началом посевной. Причем, не исключено, что такой заградительной пошлиной станет сбор в Пенсионный фонд. Во всяком случае, такое предположение сделал первый заместитель главы правления «Лукойл-Украина» Сергей Андронов: «Чтобы менять пошлины, правительству нужно выходить на Верховную Раду. Это может занять много времени. А пенсионный сбор Кабмин может менять самостоятельно и достаточно оперативно». Такой весьма любопытный способ регулирования импорта украинское правительство еще не применяло, но если речь идет об «экстренном реагировании», то действительно ничего лучше периодической корректировки пенсионного сбора не придумаешь. Сергей Андронов назвал и предполагаемую ставку заградительного налога — 50—60 евро на тонну.
И все же, закрепив основные механизмы регулирования рынка, Меморандум не дал ответов на несколько острых проблем. Договорившись в сумме обеспечивать все потребности Украины в топливе, нефтетрейдеры отказались от идеи введения внутренних квот на производство. Это угрожает перепроизводством и, как следствие, падением доходов компаний из-за снижения цен. Такая ситуация наблюдалась во второй половине прошлого года, когда «Укртатнафта» буквально завалила рынок дешевым продуктом, спровоцировав снижение цен на 42%. Водителей это, конечно, порадовало, но большинство производителей очень даже огорчило. От того, что такие инциденты не будут повторятся, рынок не застрахован и в дальнейшем. Ведь все украинские заводы сейчас загружены менее чем наполовину своих проектных мощностей. Это означает, что любой крупный трейдер, теоретически, может дестабилизировать ситуацию. Остается надеяться, что обещание нефтяных компаний следить за стабильностью цен будет выполнено. Возглавляющий «Укртатнафту» Юрий Бойко (эту должность он все еще занимает, одновременно работая и главой правления «Нефтегаза Украины») пообещал, что объемы производства нефтепродуктов и их цены будут согласовываться с Кабмином, ну а правительство, согласно Меморандуму, будет советоваться с другими переработчиками.
В целом же факт подписания договора о сотрудничестве между Кабинетом Министров и крупнейшими операторами топливного рынка достоен применения и в других отраслях. Металлурги и нефтяники после приватизации своих отраслей уже показали, что стабильный рост производства благодаря частному интересу выгоден и государству. Теперь на применение такой же схемы развития напрашиваются и «отстающие» — химическая промышленность, машиностроение и АПК.