В празднично-выходные дни случились два события, так или иначе связанные между собой не только одним текущим периодом, но, возможно, и долгосрочным развитием политических сюжетов. Ирония ли тут судьбы, либо Божий промысел, но «партия власти», новая фаворитка Леонида Кучмы, провалилась на киевских выборах, в то время как Александр Ткаченко, попавший на свой пост благодаря титаническим усилиям Банковой не допустить катапультирования спикерского кресла на самый пик Олимпа, именно туда, в президенты, и подался.
Телекамеры, зафиксировавшие, как целуются Леонид Кучма и «новый» мэр Александр Омельченко, не дали ответа: кто из них после лобзания сплюнул (хотя бы мысленно)? Надо полагать, такое выражение чувств было бы естественным для обоих, но искренность киевского головы вызывает больше сомнения. А так же прогнозируема по последствиям... Хотя и огромный букет победителю от Президента может еще оказаться подготовкой «алиби» — если судебные хлопоты СДПУ(о) о признании выборов недействительными подтвердят, не дай Бог, «независимость» третьей власти. Большой, ничем не сдерживаемой тягой к «справедливости» надо обладать, чтобы суметь оспорить разницу между 76% Омельченко и 17% — Суркиса, друга известного юриста Медведчука...
Интересно, что в то же воскресенье г-н Жириновский, сын русской матери и папы-юриста, проиграл губернаторские выборы в Белгороде с тем же результатом — 17%. Что-то в этих равных процентах есть характерное и знаменательное (рейтинг Наталии Витренко, между прочим, тоже балансирует в районе 17). Возможно, наши социологи и политологи расшифруют эту закономерность: нельзя же, в самом деле, оставить последнее слово за российскими толмачами, которые злокозненно намекают, что на специфическом медучете в среднем пребывает 15% граждан, и потому-де у Жириновского всегда будет «свой» электорат. К слову, совсем недавно эта цифра едва выходила за 10% — следовательно, кривая дебилизации неуклонно ползет вверх, и нет оснований, видимо, полагать, что Россия так уж сильно обгоняет Украину по этому показателю. Впрочем, осенний диагноз зафиксирует более точную клиническую картину.
«Село — колиска України». А.Ткаченко» — эта нетленная мысль украшала сцену зала. И в музыкальной вариации — «Село — колиска неньки України» — звучала в новом гимне партии, пафос которого отражал главную мысль: селянский сын будет гордиться, что батька его селянин. Когда под рукоплескания зала лидер Селянской партии Сергей Довгань объявил о присутствии в зале посла Югославии и о том, что американскому посольству в присутствии отказано, могло возникнуть желание глянуть в карту — что там нарисовано «в центре Европы», ничего ли не изменилось. Но потом лидер селян несколько раз о «европейском государстве» упомянул — и отпустило. Правда, прихватывало еще неоднократно: Александр Николаевич знакомил с основами «экономической Конституции». Так он скромно определяет свою программу возрождения Украины — альтернативу правительственной, которую, по его словам, «накидали» второпях, и она похожа на «реферат студента 3-го курса». Программа спикера и есть то самое «изменение курса», которому собирается противостоять любой ценой наш Президент, до сих пор уверенный, что все происходящее в стране и ее экономике — это нечто осмысленное, прогрессивное и реформаторское. Вера Ткаченко в советскую методику широкомасштабного планирования и коммуноненависть к Западу, подозреваемому в вечных происках, в конечном итоге не намного хуже, чем многолетняя задумчивость Кучмы о том, «что мы строим», с лихорадочным ожиданием из под развала и руин — Запад нам поможет. А то, что любые программы до сих пор всего лишь ритуальные знаки виртуальной действительности — так это еще повелось с той поры, когда «нынешнее поколение советских людей» 20 лет ожидало, что в 1980 году «будет жить при коммунизме».
Так что дело вовсе не в этом. А в том, что Селянский съезд точно определил главное: новое избрание Кучмы — это национальная катастрофа для Украины. Отталкиваясь от этого бесспорного факта, селяне делают, мягко говоря, небесспорный вывод о том, кто может спасти Украину. Но это пока детали. Важно то, что Банковую можно поздравить с большим, я бы сказала, стратегическим успехом — «спикериада» аукнулась по полной программе. Передача кресла и предвыборной трибуны Александру Ткаченко с лозунгом «Только не Мороз!» — по результатам может превзойти самые смелые замыслы сценаристов из ближнего президентского окружения. Впрочем, в чем на самом деле состояли эти замыслы — надо еще подумать... И посоветоваться с Александром Михайловичем Волковым.
Выдвижение спикера — это же надо довести ситуацию в стране до такого абсурда! — может существенно снизить потенциальные возможности власти проведения «выборов без выбора». Иными словами, демократизировать процесс. Поскольку у региональных элит, стоявших перед ужасом безвыходности, в альтернативе «действующая власть — все остальные кандидаты», и потому «шаг вправо, шаг влево» приравнивается к измене, появился второй центр притяжения. Тот факт, что доверенным лицом Александра Ткаченко утвержден съездом г-н Новик, говорит о том, что и бизнесовым элитам будет с кем поговорить на одном языке. Впрочем, в этих кругах, как известно, Ткаченко-«хозяин» левого курса не вызывал особого бизнес-испуга. «Он будет строить коммунизм для людей и капитализм для себя», — это циничное, но обнадеживающее денежных людей заключение родилось, между прочим, в самых близких к Президенту орбитах...
На съезде выступали представители социалистов и коммунистов товарищи Винский и Мартынюк. После этого селяне с трибуны сделали вывод, что их союзники СПУ и КПУ готовы к ним присоединиться. Означает ли это — поддержать Ткаченко? Более того, речь шла о том, что для успешной реализации цели — спасения Украины — все ветви власти должны возглавить представители левого блока. Мысль не новая, новизна разве что в ощущении, что Александр Мороз может принять как сатисфакцию и как акт собственного реванша место спикера, а коммунисты решатся наконец при таком левом раскладе взять правительство. Правда, сам Мороз «в свете решения Ткаченко», как сообщило агентство Интерфакс-Украина, называет свое «участие в президентской кампании не просто правом, а обязанностью», не исключая, однако, возможности «прийти к консенсусу с левыми партиями».
Выдвижение Ткаченко имеет значение и для изменения вектора «главного удара». То, что вся мощь аппаратного катка пойдет сейчас утюжить спикера, его прошлое, настоящее и будущее, дает возможность несколько перевести дыхание остальным кандидатам... Кстати, судя по всему, Ткаченко хорошо представляет, что его ждет, и именно это, возможно, более всего сдерживало его решимость начать переход от «не первого, но и не второго» к полной определенности.
После съезда пресса «рванула» к столу президиума, и Александр Николаевич ответил на вопросы корреспондента «Дня» — в первую очередь, в какой степени антипарламентские «наезды» Президента простимулировали принятие окончательного нелегкого решения? «Я долго взвешивал, что к чему. Но непродуманные заявления Президента, когда одной особе не нравится целый парламент — надо задуматься: почему?.. Я был одним из инициаторов того, что, действительно, мы не на словах, а на деле должны искать общие подходы и понимание между ветвями власти. Не той искусственной «Злагоды», за которую берется Валерий Павлович, потому что он ходит всегда, как по лезвию: быть или не быть? А чисто по государственным соображениям... И одним из толчков стало, когда мы рассматривали бюджет по итогам первого квартала и исполняли один из пунктов закона о бюджете — о системе контроля, и в этот день была выключена радиотрансляция — думаю, это был такой шаг, когда каждый должен задуматься. Почему Президент, правительство не хотят, чтобы слышали, как они хозяйствуют?..» На уточняющий вопрос корреспондента «Дня»: «Вы почувствовали угрозу парламентаризму в Украине?» Александр Ткаченко с определенностью ответил: «Это одно из главных». И еще спикер надеется, что «мнения людей и их желания будут правильно восприняты, и будет сделан правильный выбор: насиловать людей так, как их сегодня насилуют, — тогда о демократии вообще не идет речь».
Это сколько стараний нужно было исполнительной власти положить на то, чтобы в стране сначала появился «главный оппозиционер» Павел Лазаренко, а затем «главный демократ» Александр Ткаченко? И что можно возразить нашему спикеру, если он искренне отзывается на просьбу своей матери: «Делайте что-нибудь!».
Теперь самое интересное будет наблюдать за шебуршением в разных лагерях, станах и кланах. Например, Виктору Медведчуку нужен был «левый спикер» — к другому он бы в замы не попал, а цель такая стояла и была очень заметна. Господа, ваши ставки: президента какой ориентации может сменить молодой соискатель державной булавы в 2004 году? Кучму, которого партия выдвигает сегодня? Ой-ей-ей, неужто можно подумать, что расчетливые молодые политики в СДПУ(о), и прежде всего сам Медведчук, не понимают: с теми «достижениями», с которыми нынешний Президент может прийти к исходу своего второго срока, преемников не бывает — несущей ответственность за «своего» Президента партии останется только посыпать голову пеплом, если, конечно, останется куда посыпать. Нет, сменять «центровому» Медведчуку исторически логичнее левого президента. И потому сегодняшние игры СДПУ(о) с Леонидом Кучмой — это меры по сохранению своего «золотого запаса» (во всех смыслах) до осени. Риска, в общем-то, в поддержке Кучмы столько же, сколько у него шансов переизбраться. Нет даже опасений за перспективы на парламентских выборах: партия может барьер и не одолеть, но Медведчук с Суркисом «свои» округа уж как-нибудь напрягут... И потому возникшее вдруг неугомонное желание уважаемого Леонида Кравчука «топтаться» с поводом и без по спикеру Ткаченко — при всем доверии к искренности первого президента в его желании защитить родную державу — все-таки кажется несколько картинным, неким отвлекающим маневром... Ну в самом деле, СДПУ(о) голосует за МПА, а Леонид Макарович на спикера ногами топает... А сейчас, после киевских выборов, когда Президент ничем не отметил легших к его ногам объединенных социал-демократов, никак не проявил своего участия к их посягательствам на столицу (это ж все-таки не Еврейский конгресс, которому послание направить — ничего не стоит), то связывать партию с Кучмой может — временно — только ее жгучее желание «отбить» астрономические затраты на неудачное покорение Киева...
Так что вошедшие в последнее время в «напряг» отношения вице-спикера и спикера (жертвой чего и пал не сориентировавшийся, видимо, вовремя руководитель пресс-центра ВР Новосад) — это, не исключено, явление временное. И все будет зависеть от того, как пойдет предвыборная жизнь Александра Николаевича, с какими перспективами будет разворачиваться его кампания...
Пока что начало веселое: как уже сообщил сам спикер, премьер с утра пораньше в понедельник собирал некоторых лидеров фракций, инициируя сбор подписей по отставке главы парламента. Понеслось. Если Банковой удастся развязать «спикериаду-2», то цель «Кучма-2» может стать более реальной, ибо сегодня самое главное — перевести объединяющую задачу «только не Кучма» в плоскость борьбы всех кандидатов между собой...
Но «ответ Чемберлену» последовал незамедлительно: если в день съезда спикер не соглашался с предложением социалистов, считая отставку правительства «нецелесообразной» за 5 месяцев до выборов, то во вторник на сессии сам предложил внести в повестку дня следующей пленарной недели вопрос «об ответственности Кабмина за ситуацию в стране».
Держись, страна, то ли еще будет!
КСТАТИ
Александр Ткаченко не намерен отказываться от участия в выборах президента Украины осенью 1999 года — об этом сообщило агентство Интерфакс-Украина. Он заявил, что не допускает возможности снятия своей кандидатуры. При этом спикер подчеркнул, что он «всегда взвешивает» то, что хочет сделать. «Если кому-то это кажется немного непонятным, то мне абсолютно понятно, поскольку я имею опыт, свое видение и никогда не спешу с выводами, — заявил он. — Хуже, когда сначала говорят, а потом думают, я хочу сначала думать, просчитать, а потом сказать».
Спикер заявил, что его «еще не зарегистрировали кандидатом, а уже создана группа, которая ведет досье», и ее возглавляет один из народных депутатов.
Глава президентской администрации Николай Белоблоцкий критически относится к выдвижению Александра Ткаченко в качестве претендента в кандидаты на пост президента, но считает, что «это — его право». Он напомнил о позиции, высказанной Президентом Украины, что выдвижение А.Ткаченко является его правом, и назвал «неуместными» комментарии «за» и «против». В то же время он высказал свое личное мнение: «Александру Николаевичу все время хочется больше, чем он имеет, и не только в этом случае».
По мнению Евгения Марчука, выдвижение Александра Ткаченко претендентом в кандидаты на пост президента Украины серьезно осложнит шансы Александра Мороза, так как они имеют электорат одного политического спектра. «Лично для меня его выдвижение не стало неожиданностью. Это я публично утверждал еще три месяца назад, естественно, учитывал этот фактор в своей деятельности», — добавил он.
По словам Е.Марчука, судя по болезненной реакции пропрезидентских СМИ, не понравилось выдвижение А.Ткаченко и команде нынешнего Президента Леонида Кучмы.