Речь идет о киевской специальной школе «Надежда» для детей
с недостатками физического и умственного развития. Такой статус школа получила
менее года назад. До этого же «Надежда» специализировалась только на детях-церебральниках.
Сейчас в школе 170 учеников, обучаемых по специальным программам,
в основном — гувернерским методом, то есть на дому. Все они в той или иной
степени поражены недугом, большей частью церебральным параличом; и еще
— почти все они не могут сами себя обслуживать. В большинстве своем эти
дети в прошлом носили страшное клеймо: «необучаемы». И вот семь лет назад
у них появилась «Надежда».
А начиналось все с одного мальчика — Леши Лопана, которому
тогда было 6 лет, и с одного педагога — Георгия Юрьевича Полякова. Встретились
они осенью 1991 года в детском лечебном центре в Пуще-Водице, где в то
время работал невропатологом брат Георгия Юрьевича — Анатолий. Сам Георгий
Юрьевич преподавал философию в пединституте имени Драгоманова. Мальчик,
пораженный тяжелой формой церебрального паралича, с серьезным нарушением
речи, узнав о том, что дядя — учитель, сам заговорил с ним.
— А вы знаете, что у меня никогда, — никогда в жизни не
будет учителя! — выговорил ребенок в сердцах. И эти слова еще нужно было
понять. Георгий Юрьевич понял, даже без помощи Лешиной мамы, и стал для
мальчика его первым учителем.
Днем — основная работа, лекции в институте, ну а по вечерам
— занятия на дому с Лешей: трудные, выматывающие, без счета часов, шаг
за шагом, с самых азов.
— Нужно было почувствовать в себе силы, осознать, что я
это могу, — вспоминает Георгий Юрьевич.
И лишь когда появились первые успехи с Лешей, он обратился
к своим коллегам-преподавателям дефектологического факультета пединститута
с просьбой о помощи в разработке учебных программ для подобных детей, ну
и конечно — в работе с ними. Первоначально на этот призыв откликнулись
около двадцати преподавателей-дефектологов. Однако в дальнейшем остались
работать лишь единицы: ведь одно дело всю жизнь заниматься теоретическими
разработками, и совсем другое — ежедневная практика. Среди тех, кто и по
сей день с «Надеждой» — Татьяна Константиновна Ульянова, Иван Николаевич
Цымбалюк, Елена Коваль.
Вслед за Лешей у Георгия Юрьевича и его коллег появилось
еще 12 учеников. Это те дети, которые ни на минуту не могут оставаться
без родителей и вследствие этого не могут обучаться в специализированном
интернате, то есть по сути — обречены на пожизненное «ничего неделанье»,
даже при полностью сохраненном интеллекте.
Естественно, с каждым из этих детей нужно было заниматься
по строго индивидуальной программе, учитывающей, кроме образовательных,
еще и необходимые медицинские аспекты. Вскоре к работе подключились и несколько
студентов-старшекурсников пединститута. Нынешняя завуч «Надежды» Наталья
Бондаренко из числа тех — самых первых выпускников. По ее словам, «не свои»
здесь надолго не задерживаются. «Надежда» — это своеобразный тест, и не
только на профессиональную пригодность, но и на чисто человеческие качества.
Сейчас в школе работают 80 педагогов.
А тогда, на первых порах — самым серьезным испытанием для
Полякова и его коллег стала городская медико-педагогическая комиссия, которая
сразу же «забраковала» нескольких ребятишек, из тех, что уже приступили
к обучению. Пришлось снова и снова доказывать, что эти дети все-таки обучаемы.
Зачастую с огромным трудом, но все же доказывали, сдирали с детей это клеймо,
давали надежду — и детям, и их родителям.
Школу зарегистрировали в ГУНО и официально открыли в октябре
девяносто второго — ровно через год после первой встречи Георгия Юрьевича
с Лешей Ломаном. Сегодня из 170 детей в школе — 50 обучаются по общеобразовательной
программе для детей с сохраненным интеллектом, 30 — по программе для детей
с задержкой психического развития, остальные 90 — по специальной программе
для детей с умственной отсталостью на фоне церебрального паралича. Все
три эти программы финансируются государством. Есть и еще одна программа,
разработанная педагогами школы: социально-реабилитационная, для тех детишек,
которые не прошли комиссию и считаются необучаемыми, но при этом страстно
желают учиться.
По этой программе дети обучаются за счет средств спонсоров
и отчасти — своих собственных родителей. А смысл таков, что за три года
семь из тринадцати ребятишек, ранее признанных комиссией «неперспективными»
— сейчас уже переведены на государственные программы обучения.
Ныне о «Надежде» знают и за рубежом: в Словакии, Англии,
Германии, Италии. Позапрошлым летом нескольких детей из этой школы принимал
у себя Папа Римский.
Нужно сказать, что опыт создания подобной школы — чуть
ли не первый на всех необъятных просторах бывшего Союза. И при этом фактически
до сих пор нет собственного полноценного помещения: школа занимает всего
две небольшие комнаты в бывшем детском саду на улице Ушинского. Остальные
помещения детского сада, которые так надеялись занять педагоги школы, райадминистрация
Зализнычного района отдает под склад коммерческой фирме.
И на открытие нового учебного года, который на этот раз
пришлось совместить с юбилеем школы, для того чтобы принять всех своих
детей вместе с родителями, Георгию Юрьевичу пришлось нелегально открыть
пустующие помещения детского сада.
— Здесь бы я смог разместить все, что необходимо для школы:
и спортивный зал с тренажерами, и медицинские кабинеты, а также — классы
для всех категорий детей, которых родители привозят на занятия прямо в
школу, — сказал тогда директор школы. Он видит свою школу в будущем как
единый образовательный, медицинский и социально-реабилитационный комплекс
для широкого круга детей с различными отклонениями в развитии.
Пока же это не более чем мечта. Поэтому педагоги школы,
родители и, конечно же — сами дети продолжают жить надеждой. На то, что
рано или поздно и у них будет свое полноценное помещение, и на то, что
когда-нибудь наконец и государство обратит внимание на их проблемы.
Во всем остальном цивилизованном мире такой проблемы давно
не существует: в Европе, например, дети-церебральники с сохраненным интеллектом
посещают нормальные общеобразовательные школы по месту жительства, где
с ними работают по полной программе, включая необходимые медицинские услуги.
А их родители в это время спокойно зарабатывают деньги, зная, что с их
детьми все в порядке, ведь в школе их обслуживают специальные ассистенты,
так называемые социальные работники.
Для мамы же Леши Лопана, вынужденной все свое время проводить
неотрывно рядом с сыном — это только лишь мечта и, похоже — мечта неосуществимая...