Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей ТУЛУБ: Зимой потребители будут платить за свет и тепло монопольно высокую цену

1 июля, 2000 - 00:00

26 июня Президент Леонид Кучма подписал указ об отставке министра топлива и энергетики Сергея Тулуба. Корреспондент «Дня» встретился с Сергеем Борисовичем, чтобы из первых уст услышать и о причинах его добровольной отставки, и о дальнейших намерениях бывшего министра.

— Идти в отставку добровольно, будто хлопнув дверями, по-видимому, приятнее, чем когда освобождают за недостатки в работе?

— В этой связи хочу подчеркнуть: прожив 46 лет и имея 28 лет трудового стажа, я еще ни разу не был освобожден за развал работы, ни разу не имел недоразумений с правоохранительными органами — в отличие от тех, кто, запачкавшись неразборчивыми партнерами и приятелями, пытаeтся ныне бросить тень на других.

Моя работа в Министерстве топлива и энергетики прежде всего направлялась на преодолениe кризиса, рыночные преобразования в энергетическом секторе, обеспечение экономического роста в Украине. И кое-чего удалось добиться. Достигнут стойкий рост угледобычи. Отгрузка энергетического угля на тепловые электростанции по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,4 млн. тонн. Благодаря этому осуществлялось устойчивое энергообеспечение страны в зимний период. Погашена многомесячная задолженность по заработной плате работникам АЭС. Началось погашение задолженности труженикам ТЭС. Почти в 2,5 раза увеличено поступление денежных средств за потребленную электроэнергию. Решены вопросы дополнительного финансирования угольной промышленности из госбюджета.

Т.е. мы начали практически решать ключевые и наиболее болезненные проблемы предприятий энергетического сектора. Наработана конкретная программа преодоления кризиса и создания механизмов развития топливно- энергетического комплекса.

Однако от руководства Кабинета Министров я не получал какой-либо поддержки. Вместо этого выдвигались обвинения в содействии каким-то клановым интересам. Но чьим интересам служило Минтопливэнерго, когда прошлой зимой в круглосуточном режиме мобилизовало все возможные ресурсы на сохранение от развала объединенной энергосистемы Украины? И таки сохранило, несмотря на то, что в наследство получило почти пустые топливные склады на ТЭС и АЭС.

Министерство неоднократно требовало от правительства улучшения государственной поддержки угольной отрасли, сохранения рабочих мест шахтеров, погашения задолженности по заработной плате. Эти предложения игнорировались месяцами и, как следствие, росла социальная напряженность в шахтерских городах и поселках. Это видело руководство Кабинета Министров, но не принимало никаких мер. Вопрос был решен только после вмешательства Президента Украины.

— Ныне Украине угрожает не просто энергетический кризис, а катастрофа. Что привело к этому?

— Правительство не рассматривало или откровенно тормозило и даже блокировало подготовленные министерством проекты решений и предложения по совершенствованию нормативно- правовой базы функционирования предприятий ТЭК. Почти пять месяцев откладывались кадровые решения в отношении руководителей важнейших государственных департаментов министерства.

Именно поэтому сегодня, среди лета, мы вынуждены работать в зимнем режиме — с расбалансированием энергосистемы, отключением потребителей, срабатыванием запасов топлива. А уже со следующего осенне-зимнего периода потребители, экономика государства будут вынуждены платить за свет и тепло монопольно высокую цену. Соответствующие структуры с большим «опытом» по этому делу только ждут своего часа. Об этом я неоднократно информировал руководство Кабинета Министров, но агрессивность атмосферы, искусственно созданная вокруг меня и министерства, только усиливалась. Как следствие, я был вынужден подать в отставку.

— Вместе с вами лишились своих должностей и другие руководители высшего уровня. Можно ли найти им надлежащую замену?

— Незаменимых людей, как когда-то считали, не бывает. Но тот, кто пренебрегает профессионалами, будет вынужден работать с дилетантами, которых в нынешнем правительстве слишком много. Так называемая кадровая политика Кабмина хромает на все ноги. Друг за другом вынуждены уйти председатель НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Бакай, министр экономики Сергей Тигипко, выполняющий обязанности председателя «Нефтегаза» Игорь Диденко. Это люди с незаурядным опытом, высококвалифицированные специалисты. Все они ушли, выразив категорическое несогласие с действиями нынешнего руководства Кабмина.

И тот факт, что Сергей Тигипко и Игорь Бакай сразу же были избраны в парламент, бесспорно свидетельствует не только об их гибком уме и умении владеть ситуацией, но и о доверии к ним избирателей, которые небезосновательно видят в этих людях будущее Украины. А то, что сделало с этими людьми правительство, смахивает на целенаправленный развал (если не разгром) топливно-энергетического комплекса.

— Каковы ваши планы?

— Хочу успокоить и моих друзей, и моих врагов. Работы — непочатый край. На высокий министерский пост я пришел не из сомнительных деловых структур, где при благоприятных условиях и не очень обременительной совести можно было молниеносно «прокрутить» миллионы и миллиарды... Прежде чем стать членом Кабинета Министров, я был доставщиком-такелажником в шахте, горным мастером, помощником начальника смены, главным инженером и директором шахты, генеральным директором холдинга, заместителем председателя Донецкой облгосадминистрации. Говорю об этом, чтобы подчеркнуть простую истину — опыт накапливается с годами и тяжелым трудом. И у нас еще остаются люди, которые его могут достойно оценить и найти ему применение. А чтобы в мутной воде и быстро ловить жирных карпов, конечно, также нужен опыт. Специфический. Тот, который может услужить интересам кармана, но отнюдь не интересам государства.

— Какие самые главные намерения вам не удалось осуществить, будучи министром?

— Именно это меня больше всего огорчает. Имея в министерстве блестящих специалистов, так и не удалось утвердить на правительственном уровне целостную программу реформирования, совершенствования топливно-энергетического комплекса. Но не наша в том вина... Чего, скажем, стоит тот факт, что проект правительственной программы «О совершенствовании отношений на оптовом рынке электроэнергии» специалистам министерства по требованию руководителей Кабмина пришлось перерабатывать 37 раз. Но в конечном счете и он был отклонен. Приходишь к мысли, что затягивание было умышленным. Сегодня на учете должен быть каждый день, каждый час: нужно наращивать запасы угля, мазута, газа, свежего ядерного топлива для АЭС. А нас втянули в бесплодные дискуссии и бесконечные совещания.

— Премьер-министр Виктор Ющенко, комментируя нынешнее состояние дел в отечественном топливно-энергетическом комплексе, отметил, что это проблемы не сегодняшнего дня, что они накапливались годами. И отвечать за ситуацию должно не одно нынешнее правительство, а все предыдущие. Вы с ним не согласны?

— Наоборот, я соглашаюсь с этим мнением. Хочу только обратить внимание на такую деталь: все эти «вчерашние», которые довели ТЭК до ручки, никуда не делись. Они только пересели в более удобные и менее ответственные кресла — различных помощников, советников и распорядителей руководства Кабмина.

Нужно быть циниками и фарисеями, чтобы, разрушив собственными руками энергетическую мощь государства, тем же «указующим перстом» поучать нас и сегодня.

— Уходя с должности, вы сегодня настроены пессимистично?

— Нет, ибо знаю, что пройдут и эти зловещие времена. Ведь какими бы тяжелыми и черными не были облака, за ними всегда солнце. И я не теряю веры в большое будущее Украины. Пользуясь случаем, сердечно благодарю всех коллег за плодотворное сотрудничество и постояную поддержку.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ