На базе в Конче-Заспе состоялась пресс-конференция главного тренера киевского «Динамо». Хотя тема была обозначена как подведение итогов выступления киевлян в Лиге чемпионов, разговор был намного шире. Сначала это был монолог Валерия Лобановского.
«ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ СТРАНЕ, НАЗЫВАЕТСЯ АНТИПРОПАГАНДОЙ СВОЕГО ЧЕМПИОНАТА»
Нам, наверное, следовало бы говорить главным образом о выступлении киевского «Динамо» в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов. Но заниматься исключительно подведением итогов выступления в этом турнире, как мне кажется, было бы не совсем верно: мы не вели целенаправленной подготовки специально к чемпионскому кубку. Национальное первенство Украины не менее важное и ответственное соревнование, нежели Лига чемпионов, поэтому мы прикладываем максимум усилий, чтобы поднять уровень отечественного чемпионата, осуществляем его пропаганду. То, что происходит в нашей стране, называется антипропагандой своего чемпионата: навязывается мнение о существовании единственного суперклуба — киевского «Динамо», о полном отсутствии конкуренции, о том, что единственный серьезный соперник — донецкий «Шахтер». В ведущих футбольных европейских державах чемпионат стоит на первом месте. Если вы спросите у таких клубов, как «Ювентус», «Милан», «Интер», что лучше: выиграть Лигу чемпионов или скудетто, они, скорее всего, выберут последнее.
В моей практике не было случая, чтобы весной футболисты выдерживали такие нагрузки, выступая сразу на нескольких фронтах: например, в марте мы играли сначала четвертьфинальные игры Лиги чемпионов, а потом два принципиальных матча за сборную. Не забывайте, что в это время только начинается чемпионат, и, соответственно, мы не можем находиться на пике своей формы. Однако в условиях, когда на плечи динамовцев легли такие нагрузки, некоторые тренеры и руководители заявляют о том, что их подопечные прибыли в расположение своего клуба из сборной в разобранном состоянии. Такая позиция несколько удивляет, ведь те же динамовцы не жалуются на психологическую, физическую усталость и после серии принципиальнейших матчей продолжают готовиться к матчам с «Баварией», а наставники отечественных клубов настаивают на том, что их игрокам приходится «отходить» по несколько дней. Меня это, откровенно говоря, удивляет: а где же в таком случае должны готовиться футболисты к выступлениям за национальную команду? О каком качественном уровне подготовки может идти речь, если целой группе футболистов приходится «отходить» после игр за сборную страны?
«РЕЗУЛЬТАТ — НЕ ВСЕГДА САМОЕ ГЛАВНОЕ В ФУТБОЛЕ»
Но вернемся к подведению итогов. Впрочем, мне бы не хотелось подытоживать выступления команды под тем углом зрения, прошли мы или не прошли какого-либо соперника. Думаю, надо обратить внимание на аналитический аспект, на количественно-качественные показатели команды. Раньше, еще в бытность мою футболистом, тренер мог сказать игроку: «Ты сыграл плохо». Тот отвечал: «Нет, я сыграл хорошо». Как им найти общий язык, каким образом сделать так, чтобы у них получился обстоятельный разговор? В начале, когда я только возглавил команду, некоторые игроки сомневались в той методике, которую мы используем. Да, пока что не изобретено безукоризненных методик, но есть методы, помогающие максимально эффективно оценить действия игроков на поле. Футболисты прониклись этими методами, и у нас с ними получается объективный разговор, основанный на реальных цифрах, на реальных показателях. Например, почему мы проиграли в прошлом году «Ювентусу»? Сказать, что они сильнее, или мы слабее — непрофессионально и неправильно в самом корне. На тот момент были объективные показатели: мы уступали итальянцам в игровой активности, в плане эффективности игры — тогда мы не вышли на необходимый уровень модельных показателей. Какой смысл говорить о том, что мы выиграли или проиграли «Барселоне», «Ювентусу» или «Баварии» — важно знать, уступили мы или превзошли соперников в качественном анализе. Возьмем поединок со сборной Исландии — после него отечественная пресса была захлестнута эмоциями. Но если мы посмотрим на цифры — объективный показатель, то окажется, что исландцы сделали 522 тактико-технических действия. Для сравнения: в одной из последних игр мы набрали 985 ТТД. У представителей страны гейзеров было 32% брака, мы же держимся на уровне 20–22%. По эффективности своей игры островитяне могут сравниться разве что с «Барри Тауном» — заштатной уэльской командой. Какие же выводы следует сделать после этой игры? Наши соперники показывали не просто непрогрессивный футбол, а устаревший футбол, футбол позавчерашнего дня. Допустим, сделают они еще несколько ничьих, допустим, выступят успешно и займут, если повезет, третье место в группе. А что дальше, какие у них перспективы? В таких случаях я часто повторяю фразу о том, что результат — не всегда самое главное в футболе. Дабы не быть голословным, возьмем для примера наш недавний матч с «Таврией», закончившийся нулевой ничьей. Читаю отчеты о матче: великолепная тактика, симферопольцы отдали все силы. С последним я еще могу согласиться, но потом даже наставники «Таврии» говорили о том, что их подопечные после матча с «Динамо» на протяжении нескольких дней не могли прийти в форму. Опять-таки возникает вопрос: каков же в таком случае уровень готовности команды? Что это, извините, за команда, которая настраивается на один матч, а потом рассыпается, словно карточный домик?
«МЫ ВЫШЛИ НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»
Поставленные вопросы заставляют задуматься о современном футболе, о том, в какую сторону он движется. Современный футбол не может состоять из одной-единственной тактики — существует множество моделей игры, и если клуб располагает одной-двумя моделями, то он просто лишен малейшей перспективы. У хорошей команды в обязательном порядке должен быть набор тактических средств. Раньше «Динамо» часто критиковали за то, что мы используем «выездную» или «домашнюю» модель. Сейчас мы не ограничиваемся двумя названными моделями: если вы внимательно следите за нашими играми, то наверняка заметили, что в одной игре мы используем по несколько тактик. Это уже новый качественный уровень, даже упомянутый «Ювентус» использовал в игре в Киеве одну тактику: отход назад, перекрытие зон, отсутствие прессинга на нашей половине поля. Вы можете спросить: «За счет чего повысился уровень конкурентоспособности киевского «Динамо»?». Наверное, за счет того, что мы уделяем большое внимание анализу наших показателей, сравниваем их с показателями наших соперников и делаем после этого соответствующие выводы. Снова привожу примеры: в матче с мюнхенской «Баварией» коэффициент нашей эффективности составил 0,38. Это при том, что команда должна работать «в коридоре» 0,4-0,5. Можно сказать: «Футболисты сыграли ниже своих возможностей», но ведь нужно учитывать, с каким соперником мы состязались и какие у них показатели. У «Баварии» эффективность игры составила 0,33. Значит, команды были приблизительно равные, они успешно разрушали атакующие действия друг друга, оттого и эффективность у обоих клубов оказалась ниже обычного. Еще мы оцениваем действия команд по таким параметрам, как игровая активность и процент брака. У «Динамо» эти показатели составили 829 ТТД и 24% брака, у «Баварии» — 670 ТТД и 30% брака. Проанализировав эти данные, мы можем задать себе вопрос: вышли ли мы на качественно новый уровень конкурентоспособности? Очевидно, что вышли: наши показатели по сравнению с прошлым годом стали выше, наше качество игры улучшилось. Пускай и постепенно, но уверенно, шаг за шагом мы входим в элиту европейского футбола, постоянно движемся вперед. Это не дает мне повода говорить, что киевское «Динамо» обязательно выиграет Лигу чемпионов — в футболе трудно загадывать наперед, что-то утверждать наверняка. Но в любом случае мы будем стремиться к покорению самых высоких вершин. Думаю, мы на правильном пути.
— Валерий Васильевич, если мы проанализируем матчи киевского «Динамо» в Афинах с «Панатинаикосом» и домашний матч с «Лансом», а в особенности обратим внимание на те временные отрезки, когда киевляне открывали счет и практически сразу же получали ответный мяч, то можем прийти к выводу, что динамовцы, находясь в состоянии эйфории, позволяли себе минутную расслабленность, потерю концентрации, оборачивающуюся в итоге потерями очков, которые в Лиге чемпионов — на вес золота. Почему все-таки подобное случилось? И пытаются ли в клубе найти противоядие таким моментам? («День»)
— Пока что в мире не существует команд, которые бы не пропускали голов. Практически невозможно сделать так, чтобы соперники не нанесли за всю игру ни одного удара в створ ваших ворот. Следовательно, голевые ситуации, а значит, и пропущенные мячи неизбежны. Ваш вопрос напомнил мне о матче 1975 года с «Пахтакором», когда наши соперники нанесли нам три удара, а мы — 46! Куда только не попадали наши игроки: в стойки, штанги, во вратаря. В результате проиграли 0:1. Но это ведь не означает, что нам надо играть в том стиле, который исповедовал «Пахтакор». Однажды им повезло, однажды нам. Это футбол. Что касается поиска противоядия, то мы, конечно, работаем в этом направлении. Надеюсь, вскоре вы увидите результаты.
— Валерий Васильевич, ходит много слухов о возможной продаже определенных киевских футболистов в различные западные клубы. Могли бы вы приподнять завесу таинственности над этим вопросом и дать информацию, что называется, «из первых рук»? («Рабочая газета»)
— На данный момент процентов на 90 решен переход Олега Лужного. Но не в «Ньюкасл», как планировалось изначально, а в «Арсенал» — тренер канониров Арсен Венгер проявил большую заинтересованность в покупке нашего защитника, поэтому сейчас ведутся активные переговоры по этому поводу. Что касается иных футболистов, то я не владею подробной информацией, следовательно, ничего нового сказать вам не могу.
— Валерий Васильевич, впереди новое межсезонье, и в связи с этим, не собирается ли руководство клуба приобретать звезд европейского масштаба, или вы по-прежнему исповедуете стиль создания звезд из своих футболистов? («Рабочая газета»)
— Что вы вкладываете в понятие «звезды»? Роналдо нам не нужен. Я еще два года назад говорил о том, что наши футболисты значительно превосходят его в мастерстве и, главное, в потенциальных возможностях. Если бразилец, простояв всю игру на одном месте, в итоге получает пас и забивает гол, то Шевченко и Ребров бегают по всему полю и отрабатывают в защите не меньше, чем в нападении. Нам не нужен футболист, который не понимает требований современного мирового футбола. У нас на просмотре сейчас находится правый защитник из венгерского клуба «Дебрецен». Вполне возможно, что он подойдет на место Лужного. Это пока все наши приобретения. И заметьте: два года назад мы взяли курс на создание команды-звезды, сейчас эта команда начинает выращивать звезд. Значит, мы идем правильным курсом.
— Вам не кажется, что сейчас мы сами начинаем создавать проблемы своей сборной? Несколько ключевых позиций в киевском «Динамо» занимают легионеры, а теперь и «Шахтер» готов приобрести группу игроков из России. Кроме того, тренер донетчан, который является бывшим тренером соперника украинцев — сборной России, явно не заинтересован в работе на нашу команду... («Команда»)
— Сборная Украины — это не «Шахтер» и киевское «Динамо». Талантливые и перспективные футболисты есть во многих командах. Другой вопрос, как их готовят. К сожалению, квалификация многих украинских тренеров и условия, в которых они работают, оставляют желать лучшего. Как поднять этот уровень — это вопрос, который сейчас беспокоит нас всех. Но я опять же обращаю внимание на тот факт, что не «Динамо» и «Шахтером» единым жив украинский футбол.