Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Шаги «под контролем»

27 марта, 2003 - 00:00


Пунктуальный мэр Волочиска на Хмельнитчине Иван Рыбачук опаздывал на встречу, о чем предупредил свою секретаршу по мобильному телефону. Пусть, мол, корреспондент извинит, потому что возникли некоторые непредвиденные обстоятельства. Потом объяснил:

— Ехал на эту встречу, как вдруг на дороге остановил избиратель: спасайте, мэр, — талые воды заливают дом. Так вызвал экскаватор, чтобы прокопал канаву, направил воду в нужное русло... Подвал хозяину затопило — пропала картошка. Поможем ему деньгами, чтобы купил себе качественный семенной материал. Еще неделя-две, и весь райцентр пойдет на огороды.

— Все ли волочиские мэра в лицо знают?

— Да и я почти со всеми давно перезнакомился. Город маленький — 23 тыс. 400 человек населения. Я же, чтобы вы знали, уже в третий раз избрался, а в органах местного самоуправления тринадцать лет работаю. От людей, как говорят, не спрячешься: каждый шаг — «под строгим контролем». Избирает весь город, а уволить могут голосованием на сессии две трети депутатов горсовета. В соответствии с Законом о местном самоуправлении. У нас конфликта, слава Богу, нет. Работаем дружно. Но вижу, что в других городах делается: этой нормой акта может воспользоваться сила, которой мэр чем- то лично не угодил.

С принятием Закона авторитет местной представительской ветви власти повысился, появились новые возможности и полномочия для организации городской жизни. Однако, в самой структуре власти заложен конфликт между представительским и исполнительным органом. Архитектор — в районном звене, санитарно-эпидемиологическая служба — там-таки. Председатели райгосадминистрации, их заместители назначаются и считают, что они — самые главные. Компрометируется сама идея самоуправления.

— В чем это проявляется?

— Скажем, жильцы отдаленного от центра микрорайона обращаются в горсовет с просьбой об организации бесплатного проезда детей в школу и назад. Если бы перевозчик согласовывал свои маршруты и тарифы с городом, то я ему выставил бы условие о бесплатном проезде школьников. Но нет. Он, перевозчик, решает вопрос в районе.

Некоторые нормы закона вынуждают мэра, чтобы он искал какие-то компромиссы там, где, казалось бы, сам должен решать. Взаимопонимание с районным начальством есть. Однако многое зависит от обстоятельств, характеров и т. д. Таких зависимостей не должно быть. Будущее — за местным самоуправлением. Как в Европе.

С новым Бюджетным кодексом определились правила игры. Но 1,2 миллиона гривен из тех, которые зарабатывает город, изымаются. Мне говорят, что и в селе есть медамбулатория, клуб, школа. Отвечаю: пусть село само на себя зарабатывает, потому что и в Волочиске есть куча нерешенных проблем. Вон на окраинах — новые частные дома. Туда нужно дороги прокладывать, воду, газ вести. Где же на все деньги взять?..

— Однако позитивных перемен в Волочиске нельзя не заметить...

— Лет пять назад открывали железнодорожный вокзал после реконструкции. Ничего на месте не стоит. Есть движение, жизнь. Во всяком случае, город перезимовал в тепле, вода в кранах круглосуточно. Не так, как, бывает (по телевизору вижу), в других подобных нашему городах делается. Горя не знаем. Многие здесь нашли, к чему дарования и силы применить. Магазины, заведения общественного питания открываются. Что извне, что в интерьере — одинаково: любо-дорого посмотреть и зайти, чтобы культурно обслужиться. Эти новые объекты украшают наш Волочиск. Здесь — рабочие места. Отсюда — какие-то поступления в бюджет.

Чем, как говорят, еще богаты? Машиностроительным заводом, филиалом известного в мире предприятия «Мотор-Сич». Здесь есть работа для 2,5 тысяч горожан. Столько же было занято на заводе «Номинал». Вспоминается, в гостинице не было мест — со всех концов съезжались к нам покупатели изделий «Номинала». Что было, то прошло. Бывшее предприятие «оборонки» уже давно «лежит» и даже не шевелится. Ждет инвестора. В Волочиске нет таких людей, которые могли бы вложить сюда деньги. Поэтому думаем, как провести реконструкцию одного из цехов «Номинала», чтобы рынок устроить. Потому что на рынке, который не так и давно построили, мест уже нет. Те, кому не хватило места, вдоль улицы продают произведенные дома продукты. Что и говорить, нарушают санитарно-гигиенические нормы. Ага, «самотрудоустроились» в этой стихийной торговле.

Пришел из Хмельницкого инвестор на швейную фабрику, которая долго стояла-простаивала. Запустил производство. Швеи жалуются на судьбу: зарплата низкая, требования высокие.

— Чем может помочь им мэр?

— В Волочиске — 863 безработных. Самые отчаянные — за пределами Родины. Женщины и девушки — в Италии, юноши и мужчины — в Португалии. Никто их, ищущих заработок, подушно не считает. Одно только знаем: много! Но возвращаются и, кстати, не узнают родной город. Те возвращаются, эти идут... Происходит миграционный процесс, который местным властям не подконтролен. Я так считаю: если местные власти хотя бы не будут мешать предприимчивым и упорным ставить свое дело, то будет толк. Вот в городе открылась новая частная пекарня. Составила конкуренцию той, которая издавна была. Что интересно? Они имеют свою мельницу и выпекают из своей муки хлебобулочные изделия в широком ассортименте. Там где-то около трех сотен рабочих мест. Среднемесячная зарплата — до 600 гривен, а квалифицированный бухгалтер и всю тысячу имеет.

На предприимчивых людей Волочиск богат. В 14-ти цехах шьют одеяла. Нашли свою нишу на рынке. Вечерами, вижу, чуть не со всего «эсендэ» съезжаются купцы за теми одеялами. А тот столярное производство развернул, этот — слесарное. Кто-то подрядился строительные работы выполнять, кто-то — ремонтные... В городе зарегистрировано 462 частных предприятия. Наиболее предприимчивые — из тех, кто вернулся с заработков за границей. Приобрели, так сказать, опыт по строительству капитализма.

— Делятся этим опытом с местными властями? Уютно ли им дома после заграницы?

— Соглашаются: Волочиск — маленький город, комфортный для жизни. Здесь не пропадешь, если хочешь и умеешь что-то делать. И есть где культурно отдохнуть, закалить тело. На стадионе — даже пластиковые стулья. Есть и спортивный зал. Из нашего города идет в большой спорт много чемпионов. Дом культуры каждый вечер бурлит — молодежь развлекается.

Другое дело, что «средняя» зарплата еще низкая. Не для каждого доступен этот образцовый сервис. По этой же причине обостряется проблема расчетов за коммунальные услуги. Они, эти услуги, дорогие. И были бы еще дороже, если бы власть услышала голос поставщиков тепла, воды. Не нужно быть великим провидцем, чтобы предположить результат повышения тарифов на коммунальные услуги: город выйдет на улицы. И что же я должен отвечать коммунальникам, если они указывают на свои расчеты: 83 процента всех расходов на производство услуг — уплата за энергоресурс. Нонсенс: энергоносители — в частных руках, коммунальная сфера — государственная. Здесь местные власти не имеют никакого влияния. Знаю, что бесконечно так продолжаться не может. Нужны соответствующие решения на наивысшем уровне.

СПРАВКА «Дня»

Город Волочиск — районный центр, расположенный на левом берегу реки Збруч в 69 км от Хмельницкого. Основан в 1545 году. В городе проживает 23 тыс. 400 человек. В городе есть машиностроительный завод, завод «Номинал» (не работает), швейная фабрика. Зарегистрировано 462 частных предприятия.

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День» Хмельницкая область
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ