Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школьное золото не всегда выдерживает испытание «на пробу»

9 августа, 2000 - 00:00

Александр, студент 3-го курса Национального университета имени Тараса Шевченко:

— Вообще-то, медали нужно было давно отменить. По большому счету, это неплохая «кормушка» для недобросовестных педагогов.

Ольга, студентка Днепропетровского государственного университета:

— Как правило, уже с девятого класса в школах определяются кандидаты на медаль, которых тянут изо всех сил для престижа школы, их ведут на медаль, отвлекая от главной цели — знаний. А потом оказывается, что с этими ребятами жизнь сыграла злую шутку.

Наташа, студентка Национального университета имени Тараса Шевченко :

— Порой медали зарабатывались не умом, не собственным трудом, а исключительно тем, что ты ходил в любимчиках у учителей. А ведь некоторые «троечники» по уровню интеллекта не уступают отличникам. Как быть тому, чьи шансы уменьшены аттестатом, «испорченным» в результате стараний преподавателя, который тебя невзлюбил?

Станислав КЛОЧКО, преподаватель физики Национальный технического университета «КПИ» (Киев):

— В свое время, поступая в институт как медалист, получил по математике «4». Пришлось поступать на общих основаниях — и я стал студентом. Когда медаль подлинная — льготы не нужны.

Ганна КОЗАЧУК, преподаватель украинского языка Педагогического университета им. Драгоманова (Киев), председатель приемной комиссии в течение последних 11 лет:

Приемная комиссия настороженно относится к медалистам, так как знания часто не соответствуют школьной оценке. Сегодня медаль выставляется «на торги». Ученики это видят и понимают. Не может быть 17 медалей на класс, ведь нужно иметь разносторонние способности, а такое — редкость.

Инна ЕРЕМИНА заместитель директора по учебно-воспитательной работе СШ №142 г. Киева (лицей технического профиля):

— Наши выпускники на протяжении многих лет стопроцентно поступают в вузы, что подтверждает и качество наших медалей, которых обычно немного. Но я в свое время не хотела, чтобы мой сын шел на медаль, несмотря на полученный «пятерочный» аттестат. Выполнение условий ее получения забирает очень много здоровья, а в вузах к медалистам зачастую относятся с недоверием, что травмирует психику.

Ректор Национального Международного института лингвистики и права Хачатур ХАЧАТУРЯН (Киев):

— По собеседованию мы принимали в наш вуз не только медалистов, но и тех, чей аттестат немного не дотянул до медали. Из «чистых» медалистов на льготных условиях смогли зачислить только половину.

Помощник ректора Киево- Могилянской академии, секретарь приемной комиссии текущего года Вячеслав НЕВИНЧАНЫЙ:

— В нашем вузе никогда не было льгот для медалистов, они давались только победителям республиканских олимпиад, занявшим первые места. Я считаю, что наградой за труд учащегося должны быть знания, а не льготы. В этом году среди наших абитуриентов было 510 медалистов, а в студенты принято только 140. Только 30% медального золота выдержало испытание «на пробу».

Галина ФОМЕНКО, учитель, английского языка СШ №185:

— Медаль далеко не всегда означает признание выдающихся успехов. Порой это просто хорошее отношение к ребенку (или к его родителям), вызванное различными причинами. Порой за стремлением получить медаль скрывается честолюбие (и детское, и родительское), а не заинтересованность в качестве знаний. В то же время, когда ученик имеет отличные оценки по всем предметам — это означает, что он не проявляет особого интереса к чему-то конкретному. А для отдельных талантливых учеников льготы медалистов уменьшают шансы стать студентом. Может, пусть медаль будет просто семейной реликвией (как именные часы в армии), а не средством достижения цели?

Решение об отмене льгот для медалистов заставило задуматься над вопросом престижности знаний в нашем обществе, о целях их получения, о путях достижения успеха в жизни. Если рассматривать школу как школу подготовки к жизни, то какое место медали в ней можно определить? Ведь тогда оценку должна поставить сама жизнь, а не какая-то, пусть даже очень авторитетная комиссия. Отмена медальных льгот в каком-то смысле переносит ответственность за получение знаний с преподавателя на ученика, способствует утверждению престижности не факта признания успехов, а самих успехов как таковых. Такой подход освобождает человека от стремления добиваться чьего бы то ни было расположения, нацеливает на служение делу, а не лицам, формирует личность.

Министерством образования и науки и фондом «Відродження» запланировано создание независимого центра тестирования выпускников школ. Это тестирование должно заменить вступительные экзамены. Хотелось бы, чтобы центр еще и предоставлял возможность проверять свои силы школьникам заранее и они имели возможность успеть вовремя сориентироваться. Такой шаг расширил бы возможности для самоопределения личности.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ