С опозданием в пару дней второй вариант проекта бюджета-2000 попал- таки в парламент. И поскольку официальная государственная смета на этот раз является еще и своеобразным тестом на политическое лавирование и выживание парламентского большинства как вида, работа с документом в комитетах и фракциях проходит в ускоренном режиме под девизом «Даешь бюджет до 15 февраля»!
«Дню» ценой некоторых усилий удалось позаимствовать себе полную копию обновленного документа. На его пятой странице сказано, что данный проект «носит четко выраженный социальный характер», поскольку «приоритетами выбраны погашение задолженностей по выплатам пенсий и социальная защита малообеспеченных граждан». Тем не менее, в документе (страница 7), подписанном премьером Виктором Ющенко (страница 10), Кабмин честно признается, что «бюджет, который подается в условиях действующего законодательства, не решает ряд социально важных вопросов». Среди них: «отсутствие возможностей» повысить уровень зарплат (что Президент обещал рядом своих указов) в Вооруженных силах, правоохранительных органах, Генеральной прокуратуре (необходимо 760,3 млн. грн.). На льготный проезд учеников ПТУ и студентов в проекте бюджета учтено 30 млн. грн. «при общей потребности, значительно превышающей эту сумму». Далее следует, что Кабмин внес в ВР предложение о повышении минимального размера зарплат с 74 до 118 грн., но «средства на указанную цель в проекте бюджета не предусмотрены» (требуется, по подсчетам Кабмина, более 1 млрд. грн.). К тому же (страница 8), «остается проблема погашения задолженностей по социальным выплатам из бюджетов всех уровней», поскольку «нет возможности изыскать 1821,7 млн. грн.». И рядом — «на реализацию статьи 57 Закона Украины «Об образовании» необходимо более 806 млн. грн.... Учесть размер ассигнований в такой сумме нет возможности». В проекте бюджета на указанную цель учтено 53 млн. грн. (то есть 1/15 (!) от необходимого.
И в это самое время больно смотреть на страницу 5, где Кабмин собственноручно сокращает «расходы госбюджета на отдельные мероприятия, из которых основная часть — 315,1 млн. грн. — за счет уменьшения расходов на органы государственной власти». И тут же увеличивает расходы госбюджета на 1,5 млрд. (с сохранением бездефицитности бюджета). Из них: на обслуживание внутреннего долга — 450 млн. грн., внешнего — 553,8 млн. грн., проведения референдума — 47,9 млн. грн., дотацию местных бюджетов — 594,4 млн. грн., ежегодную помощь ветеранам ко Дню Победы — 57,4 млн. грн., погашение задолженностей по социальным выплатам — 107,6 млн. грн.
В то же время, данный экономический документ с большими политическими (привет региональным элитам) и социальными последствиями затронул святая святых — Фонд социального страхования. Грубо говоря, Фонд, по словам его же представителей, согласно требованиям МВФ, планируют ликвидировать, сделав из него одну из статей бюджета. Посему уже в четверг Федерация профсоюзов Украины, управляющая Фондом соцстраха, намерена организовать масштабную всеукраинскую акцию протеста.
— Получится абсурдная ситуация, — заявил «Дню» первый заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Григорий ОСОВОЙ. — Управление Фондом останется за профсоюзами, они будут решать и все организационные вопросы. А вот все средства на социальные выплаты будут уже у государства. Так вот, если учесть, что за 11 месяцев прошлого года доход внебюджетных фондов составил приблизительно 3,5 млрд. грн., а бюджетом на социальные нужды было выделено лишь 750 млн. грн., то становится совершенно непонятно, куда делась оставшаяся разница. Если пролонгировать эту практику на Фонд соцстраха, то стоит ожидать грандиозных невыплат пособий и различных видов помощи.
— Кабинет министров назвал бюджет-2000 «бюджетом социальной направленности». Согласны ли Вы с этим утверждением?
— Приведу пример, из которого, думаю, станет понятно, почему я не могу согласиться с утверждением Кабмина. Допустим, Фонд соцстраха станет бюджетной статьей. А в статье 62 Закона о государственном бюджете ясно и четко говорится, что в нынешнем году запрещается использовать средства бюджетного фонда на санаторно-курортное лечение. Отсюда вывод простой: не только нуждающиеся лишатся возможности отдохнуть — пострадают еще и сами санаторно-курортные зоны, для которых отдыхающие — реальный способ пополнить местные бюджеты.
КСТАТИ
В понедельник президент США Билл Клинтон представил Конгрессу проект бюджета на 2001 год, где расходная часть запланирована на уровне $1,84 триллиона, а доходы превышают расходы на $ 179 млрд. Авторы проекта ожидают, что симпатии избирателей привлекут намеченные в нем социальные программы. Среди них, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на АП, субсидии пенсионерам при обращении за социальной помощью, пособия для обеспечения накоплений тем, кто выходит на пенсию — это затрагивает 76 млн. пожилых американцев — субсидии малообеспеченным при найме жилья, а также программы помощи детям из проблемных семей по окончании средней школы.