Украинцы могут быть довольны: еще одна характерная черта нашего менталитета, состоящая в том, чтобы не суетиться и не принимать скоропалительных решений, вписалась в глобальные рыночные процессы. Речь идет о том, что колебания ведущих международных валют не стали трагедией ни для нашего населения, до сих пор отдававшего предпочтение доллару перед евро, ни для банковских учреждений, также делавших ставку на «зеленый». Сейчас евро в Украине, в точном соответствии с международной тенденцией, пошел вниз. Тогда как доллар, регулярно выкупаемый с биржи нашим Нацбанком, демонстрирует постоянную устойчивость. Правда, на осень европейские эксперты еще в начале июля предсказывали новый подъем для евро (до $1,15 за евро). Сбудется ли этот прогноз и в Украине, где банки начали непосредственно конвертировать доллар в евро и наоборот, покажет время. Но НБУ уже задумывается над тем, чтобы переориентировать гривну от доллара на корзину валют в пропорциях, соответствующих нашей внешней торговле. Понятно, что гривне в этом плане ничего не угрожает: большинство украинцев, если можно так сказать, патриоты поневоле... Тем временем в странах зоны евро ломают голову над тем, как придать динамики своему развитию.
В середине июля уважаемые министры финансов Европейского монетарного союза (EMU) собрались вместе для рассмотрения экономического состояния зоны евро. Они размышляли над результатами последних экономических прогнозов, согласно которым годовой рост ВВП в зоне евро в этом году составит всего-навсего жалкие 0,7%.
Министры неоднократно заявляли о своей приверженности Пакту Евросоюза о стабильности и экономическом росте, согласно которому от стран зоны евро требуется поднять налоги и урезать расходы, что еще больше должно угнетать их экономики. Данный Пакт уже повергает экономику Германии в состояние рецессии, а правительство Италии борется за то, чтобы пересмотреть в кратчайшие сроки показатели прогнозов по темпам роста, чтобы совладать с падающим объемом производства. Но всего этого явно недостаточно для того, чтобы вынудить чиновников пересмотреть свои приоритеты.
Отдельные министры финансов Евросоюза до сих пор считают Пакт о стабильности стержнем EMU. Другие говорят о важности соблюдения «правил игры». Третья группа заявляет, что хотя вполне очевидна важность восстановления экономического роста, выздоровление должно произойти «в духе Пакта».
При взгляде с американской стороны Атлантики все эти «рациональные» доводы кажутся крайне причудливыми.
Последний раз правительство Америки пыталось обеспечить сбалансированный бюджет перед лицом рецессии свыше семидесяти лет назад, во времена президента Гувера, перед самым началом Великой депрессии. С тех пор в Америке установилось согласие относительно того, что циклические экономические неурядицы требуют использования инструмента бюджетного дефицита, чтобы смягчить страдания, стимулировать совокупный спрос и ускорить выздоровление.
Экономисты называют эти циклически действующие финансовые ускорители «автоматическими стабилизаторами». Когда доходы граждан падают, также падают и государственные доходы. Снижение налогов может увеличить чистый доход. Но, что более важно, когда падают частные доходы, увеличиваются государственные затраты на социальное обеспечение, таким образом способствуя восстановлению спроса, увеличению объемов производства, росту инвестиций и увеличению занятости. Снижение налогов и увеличение расходов действительно увеличивают дефицит бюджета — но здоровым и полезным образом.
С американской стороны Атлантики полезность этих автоматических финансовых стабилизаторов никто не оспаривает. Напротив, при появлении угрозы рецессии политические дебаты ведутся по вопросу о том, стоит ли усилить эти меры посредством дополнительных стимулов. Никто не рассматривает вопрос о том, как усилить давление на экономику за счет повышения налогов и урезания программ государственных расходов. Ни республиканцы, ни демократы не заинтересованы в удушении экономической активности. Это не является элементом поддержки какой-либо партии.
Но если взглянуть на сегодняшние экономические проблемы зоны евро, то опасность высоких номинальных процентных ставок по долгосрочным вкладам не входит в первую десятку проблем, которыми обеспокоены инвесторы. В конечном итоге, инвесторы явно не боятся, что большой государственный долг заставит правительства поддерживать инфляцию, печатая больше денег. Проблемами Евросоюза являются стагнация объема производства, высокая структурная безработица, слабый рост производительности труда, расточительная и несправедливая Общая аграрная политика (CAP) и приближающаяся структурная перестройка, вызванная расширением самого Евросоюза.
С одной точки зрения, это хорошо, что министры финансов стран зоны евро стремятся удерживать государственный долг своих стран на низком уровне. В долгосрочном плане это знак того, что победы, одержанные над инфляцией в 70-е годы, не будут необдуманно отброшены в сторону.
Но также опасно навязчиво держаться за прошлое. Нет более верного пути к экономическим неурядицам, чем движение вперед с экономическими шорами на глазах. Как мог бы засвидетельствовать Гувер, когда мы видим только проблемы экономической политики, которые испытывало предыдущее поколение, мы рискуем не увидеть опасности, находящиеся непосредственно у нас перед глазами.
Дж. Брэдфорд ДеЛОНГ — профессор экономики университета Калифорнии в Беркли, бывший помощник министра финансов США