Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Сигналы высокого эстетичного качества»

28 сентября, 2007 - 19:12
ИВАН ДЗЮБА, НИКОЛАЙ ЖУЛИНСКИЙ И МАРТА ДЗЮБА: БЛИЦ-ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВОЧНЫХ РАБОТ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В Украинском доме продолжается IX ежегодная фотовыставка газеты «День». На этот раз здесь представлено рекордное количество работ — более 200, а участие в фотоконкурсе приняли 220 фотографов со всей Украины. Каждый день по просторным залам вдоль цветных и черно-белых, радостных и печальных, панорамных и портретных «кусочков» украинской жизни проходило множество людей. За два дня до закрытия фотовыставки (30 сентября) нам приятно было встретить здесь известных украинцев: Николая Жулинского, Степана Хмару, а также Ивана Дзюбу с женой Мартой, которые поделились с нами впечатлениями от фоторабот.

Николай ЖУЛИНСКИЙ , академик, литературовед:

— Я не впервые вижу выставку, которую организует газета «День», и могу сказать, что она состоит из сигналов достаточно высокого эстетического качества — о нашем времени, о нашем сегодняшнем дне. Они меня и смешат, и удивляют, и радуют, и огорчают. Вся палитра эмоций и переживаний, которые могут случиться и случаются в нашей жизни, — вся она здесь зафиксирована. Хотя преобладает позитивное, то, что вызывает улыбку и радость. Я рад, что эта жизнь имеет такие нюансы. Фотографы дают такие неожиданные ракурсы, что хочется спросить: неужели это мгновение жизни и вправду уловлено, неужели это не организовано? Я однажды даже засомневался и спросил одного из ваших фотографов... Хоть на самом деле понятно, что такое организовать невозможно.

Вы создаете летопись жизни. Через ваши фотовыставки жизнь видится в разнообразных гранях. Остается удивляться, насколько мы интересны для этого мира и насколько этот мир интересен для людей. Я недавно вернулся из Волынского университета, который, кстати, имеет уже статус национального. Я знаю, что вы привозили свою выставку и туда. Хорошо, что вы не закрываете ее в Киеве, и она путешествует по всей Украине.

Лично для меня наиболее интересна обычная, реальная жизнь Украины. Политика в этих фотоработах проявляется довольно часто в гротескном плане, не пиететном, а вроде бы этот глаз объектива смотрит с иронией, иногда с сарказмом, а иногда с доброй улыбкой.

Я считаю, что фотовыставка газеты «День» — это ваш бренд. Так ненавязчиво говорить о своей газете нужно уметь... Молодцы, что до этого додумались. Приветствую!

Степан ХМАРА , экс-народный депутат Украины:

— Выставка очень хорошая. Больше всего меня поразила фотография, посвященная Голодомору. Потрясающий снимок. Там стоит старая женщина среди свечей. И в глазах, и в выражении лица, и в сложенных в молитве руках (видно, что натруженных за жизнь) с невероятной печалью передана вся глубина трагедии нашей нации, связанная с Голодомором. Здесь фотограф уловил момент глубинного восприятия этой трагедии в скорби этой женщины. На самом деле еще ни мир, ни тем более наше общество не постигло глубины того, что произошло в 1930-х. Мне кажется, это самая большая трагедия из всех случившихся за всю историю человечества. Потому что нигде так планомерно не уничтожались мирные люди в мирное время.

Иван ДЗЮБА , писатель, публицист:

— Выставка настолько разнообразная, богатая, что определить своего фаворита очень сложно. Выставка свидетельствует, во- первых, о том, что фотографирование на таком уровне имеет свои творческие измерения. Это не просто иллюстрация, это интерпретация явлений жизни, попытка понять и подать человека. Во- вторых, чувствуется многомерность проявлений жизни. Здесь и политический спектр, и бытовой, и юмористические ситуации, характерные человеческие типы. Когда все это видишь, расширяется представление о жизни.

Гран-при часто берут острые, актуальные фотоработы (например, в этом году работа- победитель посвящена Ожидовской техногенной аварии. — Прим. ред. ), потому что они задевают чувствительные стороны человеческого сознания. Там большая эмоциональная нагрузка. Много на выставке представлено работ, которые с этой точки зрения можно было бы назвать победителями. Но в данном случае я бы остановился на тех работах, которые подают бытовые ситуации. Есть интересные портреты, интересные комичные ситуации. Их и нужно отмечать. В таких работах больше вечного, потому что политические ситуации приходят и уходят, а такие вещи остаются.

Желательно, чтобы в фотоработах объединялись содержание и эмоциональность. Важно также мастерство фотографа. Когда есть содержание и мастерство, то эмоциональность неминуема.

Марта ДЗЮБА:

— Выставка очень хорошая, разнообразная и разноплановая. Мне нравятся многие работы. Трудно какую-то из них назвать лучшей. В частности, мне очень понравились детские фотографии.

Вообще, лично мне бытовые сюжеты в фотоработах нравятся значительно больше, чем изображения политиков. На них приятнее смотреть. Хотя работы с образами политиков тоже очень интересно сделаны. Но от политики на самом деле уже все немного устали.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ