Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Синдром «общественной инфантильности»

Когда не работают социальные лифты, а суд и институты власти не вызывают доверия, прекрасно плодятся финансовые пирамиды
4 октября, 2011 - 19:38
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С лета Киев подвержен рекламной атаке одной из наиболее известных финансовых пирамид XX века — пресловутой МММ. Эти три буквы громогласно взывают к жадности киевлян с городского асфальта (для рекламы на асфальте было изготовлено 130 трафаретов), с сотни билбордов и со стен практически в каждом вагоне метро. Реклама новой-старой пирамиды появилась и в украинских социальных сетях. Говорят, рекламной «раскруткой» МММ занимается одна мощная PR-компания из Москвы. По оценкам экспертов, на эту рекламную кампанию в Украине расходуется ежемесячно почти 300 тысяч гривен!

Вспомним, что в результате банкротства МММ 17 лет тому назад пострадало от 10 до 15 миллионов излишне доверчивых людей только в России. Пострадали тогда от мошенников и наши соотечественники — потому что свою сеть компания разбросала по территории чуть ли не всего СНГ. Основатель МММ москвич Сергей Мавроди был в результате приговорен к длительному сроку заключения.

МММ была классической финансовой пирамидой — некоторое время она росла за счет денег новых привлеченных членов. Неофитов привлекали ежемесячными выплатами в размере до 100%. Размер обращения средств этого траста в лучшие времена равнялся трети госбюджета России! Но в конечном итоге, как и любая пирамида, МММ обанкротилась. Как и печально известный Дом селенга и другие трасты, возникшие из мутных вод Большой украинской депрессии 90-х годов.

Но вот Мавроди отсидел свой срок — и опять взялся за старое. Вместо умершего АО «МММ» он в начале этого года создал виртуальную финансовую компанию МММ-2011 — которая, впрочем, снова собирает с людей вполне реальные деньги. Правда, уже с обещанием дивидендов до 60% ежемесячно. Однако для украинского финансового рынка это все равно огромная прибыльность — напомним, что размер депозитной выплаты по банковскому вкладу редко превышает 10%.

Следует признать, что момент для завоевания рынка в Украине Мавроди выбрал достаточно удачно. Глубокий экономический кризис в стране длится уже три года. В результате так называемых «реформ» жизнь украинцев улучшилась уже почти до уровня смерти. Предпринимательство практически задавлено, заработать в стране серьезные деньги легальным путем в настоящий момент не представляется возможным. Перспективы выживания разворованной и коррумпированной украинской хозяйственной системы абсолютно неутешительны.

С другой стороны, мошенническая история МММ 17-летней давности уже успела забыться. И когда приходит кто-то и обещает людям быстрое обогащение «на шару», они слышат именно то, что хотят услышать, не очень-то задумываясь над возможными последствиями.

Через месяц после начала массированной рекламной обработки украинцев на деятельность МММ наконец обратила свое внимание власть. 19 сентября Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг заявила, что МММ-2011 действует в Украине незаконно. Юридическое лицо «МММ-2011» не вносилось в Госреестр финансовых учреждений, который ведется Госкомиссией, не получало статус финансового учреждения, ему не предоставлялись лицензии на соответствующие виды деятельности.

На официальном сайте Госфинуслуг было подчеркнуто: в соответствии с законодательством Украины, деятельность по предоставлению любых финансовых услуг, предусматривающих прямое или косвенное привлечение денег от населения, может осуществляться только после получения лицензии.

Удивляет лишь вялость контрпропаганды государственного органа на фоне безумной активности МММ-2011. Чиновники стали выступать в широкой прессе с соответствующими разъяснениями и предостерегать украинцев от участия в этой финансовой афере лишь после того, как в нее втянулось полмиллиона граждан, а ее рекламные бюджеты стали измерять цифрами с пятью нулями.

Но, как оказалось, государство бессильно против новой выходки Мавроди. Воевать с новой финансовой аферой власть пока что может лишь советами «не несите туда деньги», «это же финансовая пирамида», «это опасно». А отечественная законодательная система никоим образом не защищает право граждан в случае с МММ-2011. Более того, как сознался недавно в интервью UBR первый заместитель председателя Госфинуслуг Андрей Литвин, главный регулятор отечественного рынка финансовых услуг бессилен и против распространения информации об МММ-2011. По словам Литвина, рекламировать предоставление финансовых услуг в Украине может кто угодно, вне зависимости от того, зарегистрирован он как субъект финансового рынка или нет.

Одним словом, государство за 20 лет не смогло надлежащими образом закрыть тылы финансовой безопасности своих граждан и, тем самым, в который раз оставило их без надлежащей защиты перед лицом явной опасности.

Однако подобные «сюрпризы» со стороны государства и отечественного законодательства перестали быть неожиданностью. Большинство украинцев уже привыкли не доверять судебной системе, потому что она коррумпирована, и законам, потому что пишутся они под чьи-то интересы, а не для благосостояния народа, который должен ими пользоваться. Поэтому стратегия «самому отстоять свои интересы» для украинца уже давно должна быть привычной. Поэтому-то и удивляет, что украинцы во второй раз наступают на те же грабли, которыми 20 лет тому назад набили себе болезненную шишку.

Казалось бы, реинкарнация МММ после такого громкого провала уже невозможна. Но вдруг во время кризиса, когда власть просит «затянуть пояса» и потерпеть, пока страна пройдет финансово-экономический шторм реформ, появляется такая же структура, под таким же названием, только с приставкой «2011», которая намекает на ее апгрейд в соответствии с современными вызовами информационного общества. Руководит ею тот же печально известный Мавроди, который не скрывает, что это очередная финансовая пирамида. Законы логики убеждают: бизнес-проект с подобной репутацией и крайне тяжелой кредитной историей ее руководителя должен сразу вызвать антипатию у потребителя. А что мы видим? Около полумиллиона украинцев менее чем за полгода стали участниками системы «МММ-2011». Почему?

Как объяснила «Дню» психолог Елена Лищинская, причина — в отсутствии социальных лифтов, «инфантилизации» общества и искажении источников информации, которым доверяют украинцы. «Сегодня в нашем обществе созданы такие условия, в которых рядовому украинцу, мягко говоря, трудно себя реализовать, как финансово, так и социально, — говорит специалист. — Отсюда — общая социальная инфантильность, которая является сигналом образовательной деградации населения». Добавьте к этому, говорит Лищинская, еще то, что основным источником информации для основной массы людей у нас является телевидение, работающее на философию потребления, оправдывающее такие слова, как «шара» и «халява», и вы поймете природу феномена реинкарнации МММ.

По словам психолога, едва ли не каждый украинец сегодня убежден: он «нигде и никому не нужен», «его нигде не хотят видеть». Люди встречаются с этим постоянно, когда приходят в больницу, когда выходят на пенсию, когда ищут себе рабочее место, говорит Лищинская. «Я лично недавно уехала из Киева. И увидела ужасающую для себя картину: в Украине торгуют должностями. Если в Киеве еще работает более-менее цивилизованный рынок труда, и на работу здесь пытаются взять человека по его качествам, чтобы он был, так сказать, «ничей». В то же время по всей Украине отделы персонала — это своего рода посредники, хорошо зарабатывающие на том, что пристраивают на нужное место нужных людей», — рассказывает психолог. Поэтому-то, говорит Лищинская, государству не приходится удивляться, что такие структуры, как МММ-2011 или даже другие «сектантские» организации, неважно какого характера — финансового или религиозного, популярны среди населения. Ведь они несут людям ощущение нужности, шанс на реализацию, чего, собственно говоря, люди ожидают от государства.

А рацио в этом случае не срабатывает потому, что инфантильность и огромная социальная бездна, по словам психолога, наложили отпечаток на образование, в этом случае — на финансовое образование украинцев. Это подтверждают и аналитические исследования.

Так, в сентябре — октябре прошлого года украинской маркетинговой исследовательской компанией InMind был проведен репрезентативный опрос свыше 2 000 респондентов из всех регионов Украины по вопросам финансовой грамотности, пользования финансовыми услугами, а также общественной осведомленности относительно прав потребителей и их защиты.

Исследование аналитиков создало достаточно пессимистический портрет типичного украинского потребителя финансовых услуг. Рядовому украинцу не хватает знаний о финансах, он пользуется только базовыми финансовыми услугами, по большей части ничего не знает о своих правах как потребителя таких услуг и почти не доверяет финансовым учреждениям. При этом люди не заинтересованы в получении большего объема информации о финансовых продуктах. И объясняют это рядом причин — нехваткой средств для осуществления инвестиций, слабым доверием к финансовой системе вообще или простым непониманием того, как пользоваться финансовыми услугами. Исследование также продемонстрировало, что у каждого четвертого потребителя были проблемы в процессе взаимодействия с финансовым учреждением. Почти половина опрошенных убеждены, что в случае возникновения спора по финансовым вопросам, он будет разрешен в пользу финансового учреждения.

В то же время международные финансовые организации (к которым, кстати, мы зачастую обращаемся за ссудой. — Авт.) аргументированно доказывают: финансовое образование потребителей является фундаментом, который должен поддерживать нормальное функционирование рынков капитала и экономики в целом. И особенно актуальным этот вопрос является в странах, перешедших с централизованного планирования на рыночную экономику.

Государство, говорится в выводе исследования по оценке финансовой грамотности населения стран постсоветского пространства Всемирного банка, прежде всего должно быть заинтересовано в том, чтобы ее граждане разбирались хотя бы в элементарных экономических вопросах и были финансово грамотными, поскольку иначе будет невозможно провести многие социальные реформы, внедрить обязательную накопительную пенсионную систему, решить вопросы, связанные с деятельностью инвестиционных фондов, кредитованием малого и среднего бизнеса...

Алла ДУБРОВЫК, «День», Сергей ПОНОМАРЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ