Вопрос: «Кто отвечает за путь Украины, пройденный за десять лет независимости?» — зависает в воздухе, еще не успев быть заданным. Ибо во всем обвинять или благодарить за все только Кравчука и Кучму представляется несерьезным. И не потому, что оба наших президента недостаточно мощные фигуры, а потому, что единолично правят только в тоталитарных государствах, а у нас — демократия вроде бы. Демократия же предусматривает, что страной руководит определенная политическая сила, избранная народом. Избирал ли наш народ хоть раз такую силу?
Украинский вариант мажоритарных выборов за три срока полностью себя дискредитировал. Посланцы избирательных округов или просто исчезают из них навсегда после выборов, или, в лучшем случае, выполняют роль «ходока», «выбивающего» в столице для своего округа дополнительные бюджетные поступления или какие-то еще блага. Увидеть в деятельности избранных таким образом депутатов хоть какие-то черты политической ответственности за судьбу государства не представляется возможным, ибо этого нет. Коммунист на востоке проклинает перед своими избирателями «националистов», которые не дают возвратить времена твердых окладов и «прогрессивок», руховец на западе обвиняет «клятых коммуняк». И каждый прав.
Да простит образованный читатель за повторение азбучных истин, но без них никоким образом невозможно объективно оценить аргументацию Леонида Кучмы, согласно которой увеличение количества депутатов, избранных по партийным спискам, нарушает якобы конституционные права граждан. Об этих правах лучше бы не вспоминать вообще, потому что если с такой же придирчивостью, как в случае с Законом о выборах, рассматривать наши права на бесплатную медицину, то вся президентская администрация должна бы хватать шприцы и сутками колоть в наши мягкие, и не очень, места бесплатные уколы.
Медицина, понятно, подождет вместе с рядом других наших конституционных прав, которые звучат ныне как откровенная насмешка. Главное — борьба за власть, в который раз обещающая быть далеко не джентльменской. Новые правила борьбы за нее заложены в отклоненном Президентом Законе о выборах, они делают процесс выбора, хотя не до конца, но все же более прозрачным и логичным.