Национальная акционерная компания (НАК) «Нефтегаз Украины» намерена восстановить свое влияние на региональные предприятия по газоснабжению и газификации (обл-, гор-, и райгазы). То есть — вернуть себе структуру, через которую осуществляется сбор денег за природный и сжиженный газ, использованный населением и предприятиями, сообщил вче ра журналистам член правления НАК «Н ефтегаз Украины» Владислав Тарашевский.
По его словам, компания намерена проводить курс на увеличение своих долей в уставных фондах этих региональных предприятий за счет погашения их долгов перед НАК акциями этих компаний. Эти меры проводятся «Нефтегазом Украины» с целью повышения управляемости региональными предприятиями по газоснабжению и газификации, в рамках создания своей новой дочерней компании «Газ Украины».
Являются ли эти меры своеобразным ответом на уголовное дело по факту умышленного уклонения от уплаты налогов должностными лицами Национальной акционерной компании (НАК) «Нефтегаз Украины»? Как сообщил первый заместитель начальника налоговой милиции Украины, генерал-майор Александр Спиридонов, это уголовное дело было возбуждено в конце марта 2001 года по результатам комплексной проверки НАК «Нефтегаз Украины». По его словам, «проверка проводилась не случайно». Поводом для более пристального внимания налоговой милиции к НАК «Нефтегаз Украины», как отметил генерал, стали именно факты нарушений в подразделениях компании. Налоговиков заинтересовали излишки газа в подземных хранилищах Львовской области и списания значительных сумм, соответствующих стоимости излишков, на коммерческие потери топлива. Неучтенный газ поставлялся ряду энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний.
Такие правонарушения, сообщил А.Спиридонов, в 2000 году стали поводом для более детальной, комплексной проверки НАК «Нефтегаз Украины». Проверкой установлено, что за период с 1998 по 2000 год путем занижения налога с прибыли в размере 2,6 млрд. грн. не насчитано и не уплачено налога на прибыль в сумме 823 млн. грн. Кроме того, путем безосновательного повышения налогового кредита был занижен НДС на сумму 147 млн. грн. Всего, вместе со штрафными санкциями, потери бюджета составили более 5 млрд. грн. Правда, по мнению А.Спиридонова, обвинение будет предъявлено по факту доказанного уклонения от налогов на меньшую сумму. В ходе предварительного следствия, по утверждению генерала, установлено, что должностные лица НАК «Нефтегаз Украины» на протяжении 1998 — 2000 годов путем сокрытия объектов налогообложения уклонились от уплаты налогов на общую сумму 1,9 млрд. грн. Высшие должностные лица «Нефтегаза Украины» были допрошены сотрудниками следственного управления налоговой милиции ГНАУ.
Как сообщил генерал «Дню», сейчас по делу НАКа проводятся активные процессуально-следственные действия, оперативное сопровождение, выемка документов, но специалисты НАКа «не согласны с нашими выводами и, возможно, сумеют отстоять некоторые свои позиции, хотя у нас есть и стопроцентные факты, которые точно лягут в основу обвинений...». А.Спиридонов отметил, что после того, как НАК возглавил бывший работник налоговой администрации Вадим Копылов, работа по уплате налогов существенно улучшилась, по 2000 году нет фактов сокрытия средств от налогообложения, хотя недоимка «опять имеет место быть». При этом А.Спиридонов не исключил, что для беседы в следственное управление может быть приглашен также экс-председатель правления НАКа, народный депутат Игорь Бакай, сообщает Интерфакс-Украина. «Если человек ставил свои подписи, нес ответственность как руководитель, естественно, он должен дать показания по делу», — отметил А.Спиридонов.
Между тем днями была в очередной раз реанимирована тема приватизации «Нефтегаза Украины». Нынешнее руководство компании считает целесообразным осуществлять приватизацию путем принятия закона Украины «Об особенностях приватизации НАК «Нефтегаз Украины», заявил В.Тарашевский на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам контроля за приватизационными процессами в ТЭКе. По его мнению, приватизация после перехода НАКа на единую акцию (целостным имущественным комплексом) является наиболее приемлемой. «В этом случае акционеры «Нефтегаза» не получат права собственности на компании, входящие в его корпоративную структуру», — отметил В.Тарашевский, добавив, что такой способ приватизации обусловлен стратегическим значением НАКа для экономики и безопасности государства.
Спорить с этим не приходится. Именно стратегическое значение НАКа вызывает пристальный интерес к его приватизации. Согласно действующему украинскому законодательству, приватизация газотранспортных систем, которые составляют большую долю стоимости «Нефтегаза Украины», запрещена. И тем не менее на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект о приватизации газотранспортной системы Украины. Экономическая ситуация в стране (внешнеполитическая реальность, кстати, тоже) такова, что от решения этого вопроса в той или иной форме уйти не удастся. Но при этом не вызывает сомнений и то, что чем больше скандалов и разоблачений будет вокруг приватизируемого монополиста (только в первом квартале этого года следователи налоговой милиции рассматривали 150 уголовных дел о налоговых правонарушениях в нефтегазовом комплексе), чем больше будет разговоров и слухов о его банкротстве, тем меньшая сумма попадет в результате приватизации в государственный карман.