Сегодня в Кабмине под руководством премьер-министра планируется совещание, посвященное вопросам топливно-энергетического комплекса. Одна из ведущих тем — ценовая ситуация на рынке нефтепродуктов.
Накануне эксперт Центра перспективных исследований Алексей Блинов сообщил «Дню», что 2005 год не станет для Украины годом дешевой нефти. По его мнению, падение мировых цен на нефть пока что невозможно, поскольку спрос на «черное золото» на мировом рынке растет. Согласно обновленному прогнозу ОПЕК, он увеличится в этом году на 2%. Эту тенденцию будут поддерживать высокие темпы роста китайской экономики, второго по величине потребителя нефти. По оценкам, импорт нефти в Китай возрастет на 16%. Высокие цены на нефть будут подкрепляться очень низким уровнем свободных добывающих мощностей в мире. В связи с продолжающимся, несмотря на проведенные выборы, сопротивлением в Ираке и заявлениями высокопоставленных американских деятелей относительно возможного применение силы к Ирану остается высокой так называемая «террористическая премия», составляющая в цене нефти, по разным оценкам, $7—15 за баррель. Автоматически предопределяет восходящее давление на нефть, по мнению эксперта, и снижение обменного курса доллара, являющегося валютой заключения нефтяных контрактов. Блинов считает, что все это будет влиять также и на ценообразование на украинском рынке нефтепродуктов. Тем более что срок действия предвыборных договоренностей предыдущего правительства с нефтетрейдерами исчерпан, и они, скорее всего, будут стараться компенсировать утраченные прибыли уже в марте-апреле — во время весенней сельскохозяйственной кампании.
Чтобы предотвратить опасные ценовые колебания, эксперт рекомендует ввести практику государственных интервенций на рынке горючего. Естественно, против этого никто не возражал бы, если бы бюджет предусматривал на эти цели соответствующие деньги. Похоже, правительство намерено взять их у естественных монополий и в первую очередь у НАК «Нефтегаз Украины».
Между тем эта государственная компания, превратившаяся в последние годы едва ли не в самостоятельное государство, иногда даже навязывавшее свою волю первым лицам страны (тут достаточно вспомнить эпопею с определением направления работы нефтепровода Одесса— Броды) на самом деле не столь уж богата. Ей приходится компенсировать немалые убытки, связанные с эксплуатацией в реверсном режиме нефтепровода Одесса—Броды. При этом совершенно понятно, что со старым руководством «Нефтегаза» намерения нового правительства вернуться к аверсному, европейскому направлению нефтепровода Одесса—Броды обречены на полный провал.
Можно даже предположить, что именно сегодня правительству очень красочно и убедительно доложат о том, насколько выгоден стране реверс нефтепровода, и какие он ей приносит доходы.
Впрочем, как стало известно «Дню», информацией для размышления правительство располагает. Группа сотрудников ОАО «Укртранснафта», эксплуатирующего нефтепровод «Дружба», накануне обсуждения энергетических вопросов в Кабмине направила туда сводные результаты финансового анализа и прогноза эффективности реверсного использования нефтепровода Одесса — Броды. В отличие от официальных нефтегазовых «данных», в этом документе учтены эксплуатационные затраты, включая амортизационные отчисления и обслуживание кредита на закупку технологической нефти у компании «Скилтон лтд.» (Кипр).
Специалисты пришли к выводу, что работа нефтепровода по реверсному маршруту является убыточной. Оптимистичные прогнозы на 2005 год, которые распространяются ОАО «Укртранснафта» в средствах массовой информации, по мнению авторов письма, не соответствуют действительности. Они утверждают, что в последнее время «Укртранснафта» работает фактически в режиме ручного управления со стороны российских компаний.
Добавим, что в этих условиях, если, конечно, правительство не предпримет надлежащих мер, повиснет в воздухе предложение Европейского инвестиционного банка профинансировать продолжение нефтепровода Одесса—Броды по территории Польши до Гданьска. Тем более что сегодня, по итогам первого года работы, уже совершенно ясно, что нет никакой перспективы в реверсном направлении.
Примечания: * - учтены затраты по запуску маршрута в эксплуатацию. ** - смоделировано по результатам янаваря 2005 года и лимитам пропускной способности белорусского участка.