Наиболее популярной в политических кругах остается тема о канувшем в Лету структурированном большинстве. Его отпели и похоронили. Но, мне кажется, что траур неуместен. Как говорят, больной перед смертью потел, но кому от этого было хорошо? На смену одному большинству пришло другое, ситуационное. А это значит, что теперь новому правительству придется очень плотно работать с Верховной Радой. Вести постоянные консультации, наладить механизмы взаимодействия, учитывать различные точки зрения при принятии решений. Обидно, конечно, что когда структурированное большинство существовало, его пользовали, но с ним не считались. Зато теперь Кабинету другого выхода просто не остается, как создать и задействовать принципиально новые методы работы с ним. А самое интересное в том, что это придется делать уже не только Кабинету.
Отставка правительства показала, что по стратегическим и тактическим вопросам голосования, которые еще недавно были абсолютной прерогативой главы государства, депутаты могут договариваться и между собой, и с представителями промышленно- финансовых структур минуя кабинет Президента. При этом такие переговоры, из разряда кулуарных посиделок, постепенно трансформируются в нечто цивилизованное ,осмысленное и проходящее по дипломатическим технологиям.
Во всяком случае, сегодня ситуация выглядит так, как будто Президенту впервые для решения некой проблемы нужно договариваться не с конкретными товарищами, а с представителями различных политических сил. При этом договариваться не на уровне торга за портфель или кресло. Сутью переговоров становятся права, полномочия, стратегия и тактика решений, формирующих дальнейшие процессы в сфере экономических отношений.
Это очень интересный и важный процесс в становлении и развитии законодательной власти Украины. Ведь еще совсем недавно схема взаимодействия выглядела совсем иначе. Депутаты, промышленники, финансисты добивались встречи, шли к Президенту, радовались любой возможности поговорить и договориться ни про что или про что-то для кого-то. Политику определял глава государства, и только он. После отставки Кабинета Ющенко всем стало ясно, что политику будет определять и Президент, и Верховная Рада. Во всяком случае, те ее силы, которые способны сформулировать свои интересы, аргументированно их обосновать и найти разумный компромисс, чтобы договориться по сути.
Как поведет себя в этой ситуации глава государства, предсказать сложно. На словах, он постоянно призывал премьера к конструктивному сотрудничеству с депутатами. Но сможет ли сам наладить такую работу, покажет время. Старые механизмы воздействия и демонстрации властного потенциала все еще работают по старинке, и до 8 мая Президент не проводил консультаций с политическими партиями и фракциями в Верховной Раде по вопросу формирования нового Кабинета. Одни утверждают, что это является показателем продуманности, ответственности и тщательности, с которой глава государства подходит к этой проблеме. Но не исключено, что столь продолжительная пауза — это своего рода властная технология, которую использует Президент, чтобы приостановить развитие новых тенденций на политическом Олимпе.
Ведь изменение в технологии политического влияния привело к тому, что промышленники, представители регионов и средний бизнес, не получив в решении своих проблем реальной помощи от главы государства, выступили активной силой, заявив о своих интересах, поддержав отставку премьера и выдвинув конкретные требования в адрес будущего правительства.
К слову сказать, депутаты времени не теряют. Переговоры между представителями различных фракций уже начались и то, что суть этих переговоров будет определять дальнейшее развитие государства, ни у кого не вызывает сомнений. Можно много спорить о том, что стоит за переделом сфер политического влияния. Но бесспорно то, что он начался с целью достижения компромисса, в котором сегодня нуждаются все. Суть проблемы заключается в том, что энергетики заинтересованы в приватизации отрасли, в реструктуризации долгов, что неизбежно влечет за собой повышение цен на энергоресурсы. А промышленники и средний бизнес без снижения цен на них не могут развиваться. При этом все заинтересованы в снижении налогов и получении налоговых льгот. Поэтому, на первый взгляд, идет передел кресел и портфелей, но, по сути, идут переговоры об условиях дальнейшего сосуществования различных финансово-промышленных групп в пределах внутреннего рынка Украины.
А главное, все субъекты политического влияния осознали, что путь к достижению результата не один. Их много. И идти к цели можно не только через кабинет Президента или премьера. Политика из жанра театра одного актера плавно переходит на цивилизованные рельсы консолидированных усилий.
Многие считают, что за всем этим стоит примитивный, базарный междусобойчик крутых мира сего, который на гражданах никак не отразится. Но это не так. Интересы народа — это понятие и абстрактное, и конкретное. Им очень легко манипулировать в личных корыстных целях. Для этого достаточно рассказать людям, что за их права нужно бороться, а для этого не принимать или принять тот или иной закон. Утвердить или отклонить ту или иную кандидатуру при голосовании. Используя подобную технологию, в Украине жила и процветала политика скрытых интересов, когда с одной стороны депутаты занимались вывозом мусора и газификацией районов. А с другой, те же депутаты голосовали за бюджет, который превращал граждан в дойную корову и позволял Кабинету Министров вкладывать отнятые у людей деньги в создание и качественную реконструкцию собственности неких полугосударственных структур на приватизацию которых и на дивиденды с их прибыли эти самые люди никаких прав уже не имеют. Таким образом, происходила подмена процесса политического влияния в интересах общества на политику скрытых финансово-правовых интересов локальных групп собственников.
Такая технология изжила себя, стала неэффективна потому, что реализовать ее можно только полностью игнорируя политические интересы большинства граждан страны. Ее результатом стала абсолютная оторванность программ развития и реформирования от реальных потребностей общества, неравноправная конкуренция, коррупция и цинизм в законотворческом процессе. В итоге — система стала неспособна реализовать ничьи цели и задачи вообще, потому что некому их стало реализовывать. Сегодня противоположность интересов граждан и государства стала основной проблемой институтов власти.
Все без исключения нужды народа могут быть реализованы только через систему экономических отношений, которая должна законодательно устанавливать правила отношений между группами собственников, так как все политические интересы базируются на собственности. И общенародной, и частной. Поэтому силы, влияющие на эту систему отношений, в той или иной степени влияют на то, как могут реализовать свои экономические права и свободы рядовые граждане.
Когда правовые и финансовые интересы различных групп собственников понятны, прозрачны, названы по имени, люди могут поддержать их, увидев свою собственную заинтересованность в их реализации, и найти ту группу, которая, на их взгляд, более полно совпадает с ними по задачам политического влияния. Именно таким образом начинается процесс становления и развития цивилизованного политического рынка. Я не сомневаюсь в том, что влиять на политику государства должны собственники. Делать это открыто, не таясь. Тогда государство из разряда тоталитарного, олигархического сможет трансформироваться в правовое.
Сегодня становится очевидным то, что новый Кабинет будет результатом договоренности различных групп собственников, а граждане получат возможность определить, в чьих интересах он будет работать. А процедура его формирования покажет, способен ли Президент договариваться с депутатами так, как должен был договариваться Премьер.