Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Собрание министров — еще не кабинет»

Пригодится ли британский опыт в украинских реалиях
30 августа, 2006 - 19:15
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

В политике, как известно, центральное место занимает проблема власти. Однако наука о власти (или кратология, как ее называет известный политолог, доктор философских наук В. Ф. Халипов), к сожалению, не получила еще должной разработки в отечественной политологии. В своей монографии «Введение в науку о власти» Халипов выделяет свыше 60 разновидностей власти, более 150 наименований властителей разного калибра, около 50 -кратий (бюрократия, аристократия, партократия и др.), почти 200 различных видов и отраслей политики. Феномен власти, по оценке ученого, в целом включает в себя приблизительно три тысячи категорий и понятий.

И среди них принципиальная политическая миссия, понятно, возлагается на правительство. Согласимся, руководство любым кабинетом министров всегда требует компетентного профессионального подхода. Входящим в его состав представителям элиты особенно важно уметь думать и принимать грамотные решения. Никто не написал об этом лучше, чем Клемент Эттли. Для тех, кто услышал о нем впервые, напомним, что он был премьер-министром Великобритании с 1943 по 1951 год. Так вот, трудно что- либо противопоставить управленческому опыту знаменитого англичанина, сумевшего достичь высот власти не в последнюю очередь благодаря глубокому пониманию людей, умелому руководству.

А потому не случайно его размышления на эту тему получили всемирное признание. В статье, опубликованной в «Observer» 18 октября 1964 года, Клемент Эттли делится своими мыслями о руководстве правительственной командой. Это весьма практичная статья, написанная в характерном для него лаконичном стиле. Ценность этой публикации со всей очевидностью доказывает такой убедительный факт — она включена в книгу Джона Адаира «Психология лидерства» (М.: Эксмо, 2005), автор которой рассматривает деятельность лидеров, оставивших заметный след в истории.

Ниже приводится ее основное содержание — обратите особое внимание на текст, выделенный курсивом! Я делаю это, разумеется, не потому, что статья уж очень хороша, а лишь по той причине, что в ней говорится о том, как важно правильно подобрать членов правительства и вести совещания, где принимаются решения, эффективно, по- деловому. И потому еще, что все это полезно также знать и в других украинских органах, облеченных властью. Фундаментальная позиция Клемента Эттли, сформулированная в середине ХХ века, в определенной мере актуальна сегодня для нас в двадцать первом столетии, в чем читатель имеет возможность убедиться сам. Эттли начал с некоторых соображений по поводу того, как найти нужных людей для кабинета министров:

«В определенном отношении сформировать кабинет труднее, чем победить на выборах, потому что премьер-министр занимается этим самостоятельно и сам несет ответственность за ошибки. Назначив людей на посты, он будет вынужден работать с ними в течение значительного периода. Если окажется, что кто-то выбран неправильно, он не может сразу уволить этого человека. Однако должен дать шанс каждому и мучительно ждать, пока вновь назначенный министр совершенствуется в своей работе. Если премьер начинает расправляться со своими министрами, страдает моральное состояние всего кабинета».

Далее автор обосновывает, какими качествами должны обладать люди, входящие в состав правительства.

«Вот качества, которыми в идеале должен обладать член кабинета министров: рассудительность, сила характера, опыт в делах и понимание обычных людей».

«Рассудительность необходима, потому что кабинет — это инструмент, с помощью которого принятые решения реализуются, а в основе решений лежит рассудительность. Кабинет — не место для красноречивых заявлений, — вот одна из причин, почему хорошие политические деятели не всегда бывают стоящими членами кабинета министров. Именно рассудительность необходима, чтобы принять важные решения, основанные на недостаточных сведениях, за короткое время. У людей или есть рассудительность, или нет. Они могут развить ее, если она у них есть, но не могут приобрести, если не обладают ею».

«Сила характера требуется, чтобы противостоять критике со стороны других членов кабинета, давлению внешних групп, совету государственных служащих».

«Она также необходима, когда политические решения, принятые кабинетом, реализуются трудно или начинают проваливаться. Сильного человека это никогда не обескуражит. Он также не будет увлекаться пустыми теориями».

При этом для Эттли небезразлична также общая атмосфера, когда нужно вместе подумать и принять взвешенное решение.

«Чрезвычайно важно, чтобы дискуссии в кабинете проходили, если можно так выразиться, на более высоком уровне, чем просто обсуждение информации и мнений, представленных разными ведомствами. Собрание министров еще не кабинет. Кабинет состоит только из ответственных людей. И именно их размышления и суждения в широком смысле суть заседания правительства, а не споры по поводу советов государственных служащих. Интересно отметить, что очень скоро кабинет начинает приобретать свою индивидуальность. Премьер-министр должен культивировать ее, если она эффективна и разумна, и стараться изменить, если — нет.

В то время как результаты собрания министров, озвучивающих сводки своих служащих высокого ранга, нельзя назвать удовлетворительными, собрание министров, находящихся вне контакта со своей администрацией, склонно принимать нереалистические решения. Министр, которому хочется управлять не только своим, но и всеми остальными министерствами, просто невыносим. Некоторые готовы выражать свое мнение по любому поводу. Таким людям нужно препятствовать. Если необходимо, я обычно их просто прерывал. Одного раза оказывалось достаточно».

«В кабинете министров важна не способность красиво говорить, а умение толково и кратко изложить вопрос. Кабинет — не место для риторики. Хотя великолепный глава министерства и гениальный миротворец Най Беван иногда говорил слишком много, хотя и мудро, иногда даже чересчур. «Три четверти политической мудрости состоит в ощущении приоритетов», — сказал он однажды. Это отличное замечание и хороший совет для членов кабинета министров».

«Однако вы не можете выбирать людей для кабинета министров, руководствуясь своими идеальными представлениями о нем. В первую очередь, вы должны выбрать людей так, чтобы в кабинете был баланс между представителями разных партий. Такой подход нельзя переоценить. Это вопрос демократического здравого смысла, а не закулисных манипуляций. Нельзя, чтобы кабинет лейбористов состоял только из деятелей профсоюзного движения или интеллектуалов, принадлежащих к среднему классу. Некоторые представители тред-юнионов из рабочего класса на самом деле настоящие интеллектуалы, и я знаю некоторых рафинированных интеллектуалов, отчаянно пытающихся вести себя как люди от сохи...»

И тут самое время перейти еще к одному очень важному вопросу руководства правительством, изложенном Эттли в его статье.

«Заседания кабинета обычно происходят раз в неделю. Этого достаточно для регулярных встреч, если члены кабинета с самого начала поняли, для чего они здесь находятся. Они должны вернуться на свои рабочие места как можно скорее, и премьер- министр должен сделать все, чтобы их не задерживать. Мы начинали ровно в 11 и к ланчу заканчивали. Даже в ситуации кризиса хватало еще двух заседаний на неделе: в тяжелое время чем меньше разговоров, тем лучше.

Премьер-министр сам не должен говорить на заседании слишком много. Он должен открыть его или поручить это кому-то другому, а затем вмешиваться, только чтобы позволить выступить тем, кто держится скромно и не решается взять слово, если их об этом не просят. Премьер должен подвести итог.

Иногда, если на заседание кабинета приглашают министра, не являющегося его членом, особенно если он приходит в первый раз, премьер вынужден вести себя жестко. Гость может захотеть показать себя с лучшей стороны, это может длиться слишком долго. В этом случае лучше не рисковать и попросить его заранее направить в кабинет доклад. Тогда его глава может сказать: «Очень четкое заявление, г-н министр... У вас есть что добавить?» Говорить это нужно твердым тоном, явно предполагающим, что тот, к кому обращен вопрос, ответит отрицательно.

Если чувствуется, что кто-то собирается произнести речь, разумно придержать его словами: «У кого есть возражения?» Если кто-то начинает говорить много и сбивчиво, нужно быстро спросить: «Вы возражаете? Нет? Хорошо. Следующий вопрос». — И заседание можно продолжать».

«Для кабинета очень важно двигаться вперед, оставляя за собой след из четких, свежих, бескомпромиссных решений. Именно для этого и нужно правительство. Вопрос только в том, как добиться того, чтобы решения принимались быстро».

Много, много дает пищи для размышлений Клемент Эттли… Значимость этой его публикации возрастает еще и потому, что наше невероятно политизированное общество нуждается сегодня в выработке грамотных процедур, эффективных решений. Нам нельзя доводить дело до пожара, нельзя упрощать политический процесс, превращать его в какой-то балаган, причем показываемый миллионам по телевидению. Скажу больше: статья Эттли в «Observer» настолько удачна, что может служить определенным менеджерским стандартом для правительства. И нервничающие новички, и умудренные опытом профессионалы найдут в ней как азбучные истины, так и тонкости, технологию власти, ценные советы по осуществлению эффективного управления.

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ