Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Создатель моды

Признано — в Париже, создано — в Украине
3 октября, 2003 - 00:00

Вячеслав Дюденко отпраздновал 25 летие. Узнав об этом, я страшно удивилась. Чему — спросите? Согласна, энергичному, атлетичному, но экстравагантному до сдержанно аристократичного и всегда — стильному — Вячеславу больше и не дашь. Хотя (открою секрет) свой, так сказать, биологический «четвертак» он «разменял» еще в 1986 году. Но четверть века в профессии — а ведь он так непозволительно молод — согласитесь, «совсем другой порядок цифр». Это когда же он начинал? В 78-м. Не то что в ином веке, иной стране — иной жизни (или нам все еще это только кажется? — но это, впрочем, к слову). Когда слово «парикмахерская» стойко ассоциировалось с усталыми тетками в несвежих халатах, влажными полотенцами, неистребимым запахом состава для перманента, очередями, допотопными сушилками и невозможностью сдержать слезы по пути домой после «изменения имиджа». И вот во все это пришел учеником парикмахера молодой парень Слава Дюденко. Правда, уже через полгода он стал работать в одном из самых «блатных» (для тех, кто забыл или не знал реалий советской действительности, сообщаю — это означает место, куда практически невозможно попасть без знакомства, то есть протекции) киевских салонов — «Київський перукар». А уже в июле будущего года занял третье место на чемпионате Киева по парикмахерскому искусству...

Со Славиком я познакомилась в начале 80-х, когда он работал ведущим парикмахером-модельером Украинской республиканской лаборатории моделирования причесок. Привела меня туда одна вездесущая коллега, которая готовила материал о внедрении передового опыта, в том числе и в сфере обслуживания. Между прочим, как бы дико сегодня ни звучали эти словосочетания для продвинутой модной (особенно молодой) публики, но именно так все и было. Лаборатория ежегодно представляла коллекции (около 50) моделей причесок и макияжа, разрабатывала прогрессивные технологии с применением новейших методов стрижек, окрасок, причесок и т. д. Проводила семинары, издавала сборники. Все это пользовалось бешеным успехом и спросом в профессиональной среде (ну а вы думаете хорошие мастера у нас появились вот так вот вдруг, или нам их кто-то экспортировал?). Впрочем, в этой самой среде не все было однозначно. С одной стороны — признание и успех (например, среди наград Дюденко есть и такая: почетный знак ЦК ВЛКСМ «Мастер «Золотые руки» — между прочим, весьма престижная по тем временам), его модели печатают в солидном издании «Куафюр де Пари» (кстати, первого из парикмахеров СССР с сопроводительной статьей под названием «Русские наступают»); с другой — конфликт с Советом модельеров в Украине. Ну категорически не нравились им не столько даже идеи дизайнера (хотя и они тоже), сколько строптивость и неуступчивость: где это видано — сопротивляться раз и навсегда установленному порядку распределения мест между своими на конкурсах и парикмахерских чемпионатах.

Чем был чреват для Дюденко такой поворот событий, трудно сказать. Конечно, он бы остался со своей (уже тогда) продвинутой клиентурой, с востребованностью в узком кругу, хотя и отлученный от всей этой чемпионской мишуры. Но кажется мне, Дюденко это не очень пугало. Похоже, он всегда осознавал, что талантлив, и главное — умел и хотел работать и учиться новому. Поэтому, думаю, был уверен: нигде не пропадет. Сам признавался: пару раз начинал паковать чемоданы. Но — остался. Хотя и не мог знать, что скоро привычный строй и уклад разобьется вдребезги, но новая жизнь потребует невероятных усилий и труда. Что он сможет открывать собственные салоны и школу; что он и его команда будут создавать тренды для всемирно известной фирмы; что на Западе он будет интересен не как диковинный самородок с непонятных просторов бывшего СССР, а как состоявшийся и самодостаточный профессионал (в 2000 году Украина первая из стран СНГ вступила в Международную организацию элитных парикмахеров «Intercoiffure Mondial». Президентом стал Вячеслав Дюденко, арт-директором — Наталья Балабанова); что, наконец, 25-летие своей профессиональной деятельности он встретит в Париже, на «Ночи звезд», где всего десять стилистов из разных стран, создателей всемирных трендов от «Intercoiffure» на 2003 год, будут представлять свои модели, и где он получит диплом «Создатель моды». Но вот чего он точно не мог знать — что и сегодня будет вынужден находиться в оппозиции к социалистическому наследию в украинском парикмахерском мире. В новом выпущенном им каталоге Вячеслав Дюденко поделился своим личным мнением относительно того, какой бы он хотел видеть свою профессию лет этак через 25 (кстати, любопытное чтение не только для профессионалов). Признавая нынешние неоспоримые достижения десятков мастеров, салонов и школ европейского уровня в Украине, он обозначил как неприемлемое в будущем варварское примитивное отношение многих сотен временщиков...

С выдержками из этого монолога мы вас сегодня и познакомим.

Анна ШЕРЕМЕТ, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ