Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Спагетти под соусом bolognese»

Преподаватели и студенты сдают первый зачет по кредитно-модульной системе
16 января, 2006 - 19:25
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Один из студенческих фразеологизмов определяет периодичность жизни в высших учебных заведениях — «от сессии до сессии». Поэтому «сессия» является своеобразной осью, когда подводятся итоги посредством зачетов и экзаменов. Можно утверждать, что на этой зимней сессии не только студенты, но и преподаватели украинских вузов, в определенном смысле, сдают, если и не экзамен, то во всяком случае зачет по первому опыту внедрения Болонского процесса.

В мае 2005 года Украина подписала Договор о присоединении к Болонскому процессу, что и стало формальной точкой отсчета внедрения новых европейских стандартов в украинское высшее образование. Вспомним, что процессы реформирования образования в Европе начались в 1998 году четырьмя странами — Англией, Францией, Германией и Италией. В июне 1999 года в итальянском городе Болонья подписана общая декларация министров образования большинства европейских стран. Из-за этого реформирования европейского высшего образования получили название Болонский процесс. Определяют его как процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменения образовательных программ и необходимых институционных преобразований в европейских высших учебных заведениях. Инициатива Болонского процесса имеет также выразительный политический аспект. Выражением этого является хотя бы то, что в определенном смысле отрабатывается, как часто пишут, «общая «европейская» реакция на проблемы, появляющиеся в большинстве стран». Главную же цель реформирования высшего образования видят в создании условий для увеличения мобильности граждан, приспособлении системы образования к потребностям рынка труда, а также повышении привлекательности высшей школы в Европе.

Присоединение Украины к Болонскому процессу, бесспорно, тесно связано с евроинтеграционными направлениями нашего государства. Эти направления предусматривают стремление иметь конкурентоспособных специалистов на европейском рынке труда. Последнее же, в свою очередь, определяет цель образования, — говоря словами одного из исследователей проблем высшего образования в Украине, — «это подготовка специалистов, способных обеспечить переход от индустриального к информационно-технологическому обществу через новаторство в обучении, воспитании и научно-методической работе».

Болонский процесс базируется на шести основных положениях: двухуровневая система образования «бакалавр-магистр», кредитная система ECTS (Европейская система трансферта оценок), мобильность студентов, качество образования, трудоустройство выпускников, промоция европейской системы образования.

Как известно, двухуровневая система обучения предусматривает принятие европейской системы понятных и соизмеримых степеней. В украинских вузах ее внедрение — это часто преобразование обучения по программе специалиста на систему бакалавр-магистр. Наиболее упоминающиеся проблемы, которые при этом возникают — это то, что довольно часто превращение целостной программы обучения на двухуровневую структуру сделано способом механическим. Таким образом, осталось без внимания введение существенных программных изменений.

Кроме того, заметим, что введение двухуровневой системы образования предусматривает, что степень, которая присваивается в результате окончания первого этапа обучения — бакалаврата — считается на европейском рынке труда за достаточный уровень квалификации. Можно однако заметить, что в нашей общественной сознательности довольно часто еще встречается убеждение, согласно которому степень бакалавра является незаконченным высшим образованием, а поэтому и не дает достаточной квалификации.

Внедрение кредитно-модульной системы предусматривает разделение процесса изучения предметов на отдельные части, которые имеют название модулей. Кроме того, оценка знаний студента осуществляется по 100-бальной шкале, которая пришла на смену традиционной 5-бальной. Согласно Решения коллегии Министерства образования и науки Украины от 24 апреля 2003 года, внедрение кредитно-модульной системы является актуальным, учитывая целый ряд недостатков предыдущей системы оценивания (низкая активность студентов, возможность необъективного оценивания знаний, отсутствие гибкости в системе подготовки специалистов и др.).

В организации обучения по кредитно-модульной системе иногда наблюдается путаница в распределении баллов, что часто связано с непониманием некоторыми преподавателями сути кредитно-модульной системы. Из-за этого и получается, что у «щедрых» преподавателей студенты получают по 400—500 баллов (из возможных 100), соответственно у «скупых» — едва дотягивают до количества, необходимого для зачета дисциплины. Создается впечатление, что кое-кто из вузовских преподавателей просто пытается «подстроить» новую систему оценивания под старую, «проверенную временем». Например, как «вариант» — оценивать по пятибалльной шкале, затем выводить какой-то «коэффициент», на который следует что-то перемножать, чтобы получать количество балов в 100-балльном измерении. По-видимому, снова в этом случае, будут уместны слова европейских экспертов, которые в Украине, проводя реформы, «играются с правилами, а не играют по правилам».

Важным моментом Болонского процесса является мобильность студентов. Бесспорно, это увеличивает шансы украинских студентов и преподавателей воспользоваться программами, которые осуществляются в рамках ЕС. Можно, в частности, вспомнить, что уже теперь для участников из Украины открыты такие программы, как Темпус (Транс-Европейская программа мобильности для студентов вузов), Эразмус Мундус (программа стипендий для студентов-выпускников и молодых исследователей), программа Жана Моне (программа грантов для предоставления помощи учебным заведениям для реализации проектов евроинтеграции). Болонский процесс в Украине, так же как и во многих странах Европы, воспринимают по-разному. Можно встретить как скептические, так и оптимистические взгляды. Студенты, как можно встретить на студенческих порталах в интернете, остроумно обзывают Болонский процесс «болонкой», или еще «спагетти под соусом bolognese». Последнее название указывает на запутанность Болонской системы. Ряд проблем, с которыми встретились европейские вузы в связи с реализацией положений Болонской декларации, изложены в так называемой «Черной книге Болонского процесса» (The Black Book of the Bologna Process), изданной в этом году объединением студенческих организаций в Европе ESIB. Указывается, например, что проблемой Польши является то, что не все институции высшего образования понимают суть кредитно-модульной системы, ее роли в определении достижений студентов в процессе обучения. Особенно это касается тех преподавателей, которые пересказывают одну и ту же суть лекций в течение многих лет. Проблемы возникают и тогда, когда следует перенести кредиты студентов, которые обучались в других учебных заведениях или же за границей. Можем с уверенностью сказать, что подобная ситуация встречается и в украинских вузах.

Подводя итоги, процитируем известного европейского аналитика высшего образования Гая Хога. Он писал: «Сегодня пришло время действовать. Мы будем двигаться от этапа сотрудничества/мобильности к этапу структурных изменений. Нам уже давно пора осознать природу и размеры вызова, который нам бросает, быстро набирая ход, транснациональное образование». Поэтому, необходимо стремиться эффективно преодолевать проблемы, связанные с внедрением Болонского процесса, ведь главный вопрос на зачете по Болонскому процессу — это вопрос о будущем Украины.

Чего ждут студенты от присоединения Украины к Болонскому процессу?

Алексей БАХАРЕВ, студент II курса Национального авиационного университета:

— В нашем вузе уже два года действует балльно-модульная система оценивания знаний. И это вполне удобно для многих студентов, которые приходят за знаниями. Мы на протяжении семестра набираем баллы, которые в конце курса суммируются. Если устраивает то количество баллов, которые набрал за семестр, можно и вовсе не сдавать сессию. И каникулы тогда выходят на пару недель дольше. Вот, к примеру, за посещение лекций и семинаров, за работу на практических, за текущие контрольные и самостоятельные работы можно набрать определенную сумму баллов. Потом эти баллы все равно приравниваются и сводятся к старым советским отметкам «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т. д. Так, 60 баллов и выше — это уже твердая тройка, а с 80 — четыре, от 90 — пятерка. Это при 100-балльной шкале оценивания. Студенты, и даже преподаватели, часто путаются в оценках. Но такая шкала более объективно дает оценку знаниям студента и в первую очередь показывает насколько старательный студент, как хорошо знает все темы и как часто он посещал занятия. Тут «шара не прокатит», ведь экзамены проходят в форме тестов и для положительного результата необходимо знание всего объема материала за семестр.

Максим ЗЕЛКО, студент I курса Киевского национального университета им. Тараса Шевченко:

— У нас нет одной официальной системы оценивания. А существует некий болонско-советкий гибрид. Одни преподаватели ставят четверки и пятерки, некоторые «отлично» и «удовлетворительно», а другие и вовсе сами себе разработали «авторские» балльно-модульные системы. И если со старыми отметками все понятно, то как разобраться с новомодными баллами, если на каждом предмете своя система оценивания? И если так подумать, то при балльно-модульной системе на протяжении семестра приходится не набирать баллы, а пытаться их сохранять и не терять. Вот допустим, не пришел пару раз на лекцию и уже минус «энное» количество баллов от заветной пятерки, которая приравнивается к 100, 70 или 50 баллам (на каждом предмете своя система). Не сдал вовремя контрольную работу и опять потерял несколько баллов. Так и приходиться каждый раз не зарабатывать, а сохранять отметку. Мне это не нравится. Я лучше хорошенько подготовлюсь на сессию и все сдам. Ведь есть не профильные и не специальные предметы, в которые совершенно не обязательно углубляться и тщательно изучать, как предполагает балльно-модульная система. Еще есть некая рейтинговая система. Для многих студентов это новшество — вообще «темный лес». Студенты ведь привыкли, что от сессии до сессии им жить очень весело.

Оксана МАМЧЕНКОВА, студентка I курса Национального университета «Киево-Могилянская Академия»:

— Насколько мне известно, то оценивание по болонской системе в нашей Академии ведется уже очень давно. Поэтому для наших студентов это не новшество. У нас принята единая 100-балльная система оценивания знаний. Мы за семестр набираем 60 баллов за различные виды работ (основной акцент ставится на самостоятельное обучение) и к этим баллам приплюсовываем еще те максимум 40, которые можно получить за экзамен. Так что нам приходится все время напряженно работать. Некоторые преподаватели отходят от стандартных 100 баллов и вводят свои системы оценивания. Это затрудняет и без того сложный образовательный процесс. Но балльная система подходит тем людям, которые пришли не за оценкой, а за знаниями. Готовиться надо на каждое занятие. Это подстегивает некоторых ленивых студентов, помогает подтянуться и знать все темы курса. Существуют мифы, что студенты Могилянки днюют и ночуют в библиотеках. Отчасти это правда. Но зато во многих европейских странах признают дипломы нашей академии и ее выпускники безо всяких проблем могут устроиться на работу за границей.

Назар БОДНАР, студент II курса Национальной музыкальной Академии Украины им. П. И. Чайковского:

— Нам уже около года обещают ввести болонскую систему, но пока учимся по-старому. Нам ставят четверки и пятерки, а критериев оценивания очень много. Я думаю, что при балльно-модульной системе игру и теорию будут оценивать точнее и объективней. Но это лишь одна сторона медали. Не надо забывать, что музыканты — люди творческие. И на всех подряд парах их не застанешь, а при болонской системе оценивания придется посещать все лекции и семинары. А ведь многие работают, играют в музыкальных группах или оркестрах.

Анна УЛЬЧЕНКО, студентка III курса Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко:

— Все мои знакомые студенты только говорят о баллах и модулях, когда речь заходит о Болонской конвенции. И никто даже не вспомнит о том, что главным образом изменится не только форма обучения, а еще и документы о высшем образовании. Это и не странно, ведь руководство не удосужилось все разъяснить студентам, перед тем как ввести Болонскую конвенцию в действие. На сегодня в мире признают только дипломы нескольких национальных украинских университетов и Киево-Могилянской Академии. А что делать остальным? После введения в действие этой конвенции, молодые украинские специалисты с дипломами любого государственного университета смогут быть конкурентоспособными на мировом рынке труда. Ради этого можно привыкнуть к незнакомым рейтинговым, балльным и модульным системам.

Дмитрий ШЕВЧУК, преподаватель Ровенского филиала Европейского университета
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ