Прежде всего в центре внимания Верховной Рады окажется деятельность правительства Валерия Пустовойтенко по нейтрализации влияния финансового кризиса в России на украинскую экономику. Мегапотрясения банковской и валютной систем РФ несколько замаскировали внутренние причины резкой девальвации украинской национальной денежной единицы. В принципе, если бы не было российского кризиса, то его следовало выдумать для имитации решительных действий Президента Леонида Кучмы по выводу страны на светлый путь процветания. Зато теперь можно спокойно говорить о втягивании Украины в «рублевую экономическую воронку», и рассуждать о степени взаимосвязанности финансовых систем двух стран. Дескать, у нас все было нормально, страна неуклонно приближалась к счастливому будущему, и вдруг «упал» рубль, нарушив тем самым благородные планы правительства и Президента. На второй план отошли проблемы с «пирамидой» облигаций внутреннего государственного займа, которая сама по себе могла рухнуть в любой момент, обслуживанием внешнего госдолга Украины, погашением задолженности по зарплате.
Однако «российское алиби» украинского правительства не может спасти его от резкой парламентской критики. Естественно, что на фоне роста цен и обесценивания гривны только ленивый не станет публично «пинать» премьера и Президента. Видимо, предчувствуя жесткий «наезд» законодательной власти, Валерий Пустовойтенко стал увлекаться «пакетной» технологией. Как известно, неутверждение парламентом программы деятельности Кабмина равносильно вынесению ему вотума недоверия. С 1997 года премьер избегал выносить соответствующий документ на рассмотрение депутатов, и это ему сходило с рук. Но все когда-нибудь кончается, и в начале осеннего политического сезона парламентарии, безусловно, захотят узнать о плане антикризисных действий правительства на ближайшее время. Утверждение Верховной Радой программы КМ может превратиться в публичную порку исполнительной власти. Поэтому Пустовойтенко предложил парламенту рассмотреть правительственную программу в пакете с проектом государственного бюджета на 1999 год, программой социально-экономического развития страны на 1999 год, а также проектами прогнозных показателей развития экономики до 2000 и 2010 годов. Другими словами, делается попытка «замаскировать» действия Кабмина в ворохе законопроектов. Вряд ли «пакетный метод» сработает, поскольку депутаты, скорее всего, не настроены на столь конструктивное сотрудничество с исполнительной властью. Наиболее вероятна «точечная» технология критики правительства. Она включает в себя:
1) рассмотрение антикризисной программы Кабмина;
2) требования представить ВР отчет о деятельности правительства в период «политического межсезонья», вызванного выборами нового состава парламента и многомесячным избранием руководства законодательного органа власти. По мнению лидера фракции СДПУ(о) Евгения Марчука, Кабмин длительное время находился вне зоны парламентского контроля;
3) заслушивание на сессии отчета временной комиссии ВР по расследованию обеспечения конституционного права граждан на своевременное получение зарплат и пенсий.
На данном этапе острая критика правительства Пустовойтенко вряд ли приведет к его отставке. Все дело в том, что пока ни одна из политических сил, представленных в парламенте, не стремится взять на себя ответственность за экономическое положение дел в стране. Правда, отдельные депутаты не прочь получить министерские портфели, но говорить о формировании коалиционного Кабмина еще рано. Впрочем, при обострении экономического кризиса варианты развития ситуации могут быть иными. Если МВФ не предоставит Украине кредит расширенного финансирования, то экономическая система страны не получит кратковременной передышки, и «всплывут» внутренние, «родные» корни кризиса. Не поможет даже «добровольная» конверсия ОВГЗ, которая должна отсрочить падение этой пирамиды.
Следующим ключевым моментом в деятельности парламентариев станет обсуждение проекта государственного бюджета на 1999 год. Президент в свое время заявил о необходимости свести дефицит бюджета в будущем году до 1% от ВВП. Не исключено, что Министерство финансов вынуждено будет разработать этот фантастический проект. Представляете, цены растут, жизнь дорожает, вклады населения замораживаются, зарплату платить нечем, государство начинает отказываться от оплаты внешних долгов, а дефицит бюджета стремительно приближается к нулю. Объясняется данный феномен очень просто — в 1999 году должны состоятся президентские выборы. Именно с этим связана и аномально высокая активность главы государства в сфере указотворчества. Свыше 40 нормативных актов Кучмы призваны продемонстрировать его намерение реформировать экономику. Кстати, обсуждение в ВР так называемой экономической серии указов Президента обещает быть достаточно не простым. В свое время спикер Александр Ткаченко заблокировал рассмотрение парламентом ряда нормативных актов главы государства и способствовал тем самым вступлению их в силу. А ведь депутаты были настроены отклонить некоторые из них. Теперь этот номер спикеру вряд ли удастся.
Помимо обсуждения правительственной программы и бюджета на 1999 год можно спрогнозировать следующие резонансные действия парламентариев:
1) требования начать процесс импичмента Президента. Естественно, что довести до логического конца данную процедуру не удастся, но шуму будет много. На волне скандала окажется фракция «Громада»;
2) заявления о необходимости смены руководства ВР;
3) начало Евгением Марчуком и Александром Морозом президентской кампании;
4) попытки Председателя ВР реализовать совместно с Президентом концепцию возрождения Украины, о которой большинство депутатов даже и не подозревало до последнего времени.
Таким образом, осенний политический сезон 1998 года стартует под знаком кризиса. Президент молится на кредит МВФ, премьер собирается с помощью гигантского «пакета» сделать более комфортными свои «критические дни», а депутаты должны как можно более эффектно спихнуть всю ответственность за происходящее на исполнительную власть.