Слово «спикер» происходит от английского «speak» — говорить. Однако это незамысловатое, позаимствованное у западных соседей определение должности председателя ВР вовсе не раскрывает истинную роль главы парламента. Особенно после вступления в силу в Украине с 1 января этого года конституционной реформы, которая существенно повысила статус Верховной Рады, а следовательно — и ее руководителей.
На самом деле выборы после 26 марта только начинаются. Вот только влиять мы на них уже никак не можем. Выбирать будут те, кого мы уже выбрали, — спикера, лидера большинства, глав парламентских комитетов, премьера... Самым желанным для победителей гонки, конечно же, будет пост премьера, полномочия которого значительно выросли после политреформы. В то же время, как отмечают эксперты, премьеру, утвержденному парламентской коалицией, придется постоянно балансировать между интересами политических сил, сформировавших эту коалицию, постоянно заботиться о ее целостности. И здесь, конечно, роль спикера парламента трудно переоценить. Ведь при грамотном его поведении он вполне может стать не только формальным лидером разношерстного парламента, но и вполне конкретным вождем парламентского большинства. Это позволит вести разговор с главой государства и правительства не только на равных, но и периодически диктовать свои условия.
Среди возможных претендентов на кресло спикера эксперты называют представителей Партии регионов Раису Богатыреву и Бориса Колесникова, «нашеукранцев» Романа Бессмертного, Петра Порошенко, Николая Катеринчука и даже ныне действующего премьера Юрия Еханурова. Коммунисты могут вновь делегировать в президиум ВР вице-спикера Адама Мартынюка, однако эксперты не предрекают ему успеха в спикериаде. В то же время главными претендентами на пост председателя ВР называют действующего спикера Владимира Литвина и социалиста, а в прошлом — также спикера Александра Мороза.
Стоит ли ожидать в будущем парламенте ожесточенной спикериады? Действующий председатель парламента Владимир Литвин, который не против продлить свое пребывание на высоком посту, предположил, что после выборов возникнут серьезные проблемы вокруг назначения спикера. В. Литвин прокомментировал принятый 16 марта регламент Верховной Рады, в частности, отмену положения, по которому отзыв председателя парламента с должности является правомочным, если участие в голосовании приняли не менее 300 народных депутатов. По мнению спикера, «принимая это решение, каждый депутат исходил из того, что очень большой будет драка за должность председателя ВР, и некоторые сразу думают: если мы в первый раз не попадем (на эту должность), то мы потом воспользуемся возможностями, чтобы взять реванш». Высказывая свою личную точку зрения, Владимир Литвин отметил, что было бы правильнее, если бы процедура осталась сложной: «Когда у нас будут неустойчивые коалиции, когда, следовательно, будут неустойчивые правительства, нужно, чтобы кто-то был стабильным в этой системе, в этой ситуации».
Напомним, что 16 марта, в предпоследний пленарный день своей каденции, Верховная Рада четвертого созыва утвердила новый регламент. «За» постановление о регламенте, учитывающем деятельность парламента в условиях вступивших в силу поправок к Конституции, проголосовали 262 народных депутата. В новый регламент, среди прочего, были внесены и некоторые уточнения, касающиеся назначения председателя парламента и руководителя аппарата Верховной Рады. Кандидатуру на пост спикера могут вносить фракции и народные депутаты. Решения относительно кандидатур принимаются тайным голосованием путем подачи бюллетеней. Для избрания кандидату необходимо набрать 226 голосов. Спикер может быть отозван в любое время в связи с неудовлетворительной работой, а также по его просьбе, кроме случаев выполнения им обязанностей президента Украины. Решение об отзыве также принимается путем тайного голосования не менее 2/3 нардепов от конституционного большинства парламента.
За 14 лет независимости в Украине кресло спикера занимали четыре видных политических деятеля: Иван Плющ, Александр Мороз, Александр Ткаченко и Владимир Литвин. Каждый из них сыграл свою немаловажную роль в становлении украинского парламентаризма и вообще в отечественной политике. Какой будет роль спикера в будущем парламенте? Как пройдет его назначение и кто может претендовать на этот пост? Об этом «День» спросил у экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Владимир МАЛИНКОВИЧ , директор украинского отделения Международного института гуманитарно- политических исследований:
— Роль спикера в новом парламенте будет менее значима, чем в прошлых составах Верховной Рады. Это, конечно же, связано со вступлением в действие в Украине закона о политической реформе. Поскольку все теперь решают фракции, то спикеру нет особой необходимости регулировать процесс согласования позиций между различными депутатами и депутатскими группами. В то же время более значительной станет роль лидера парламентского большинства, поскольку именно большинство будет формировать правительство. Соответственно, более острой будет борьба за место лидера большинства.
В нашей ситуации не исключено, что спикером будет компромиссная фигура. К примеру, если будет создан «сине-оранжевый» блок, то это будет не В. Янукович, а кто-то нейтральный. По традиции, может быть достаточно серьезная спикериада. Не такая, конечно, как в прошлом, потому что основной пакет должностей будет определяться при формировании коалиции. Когда будут договариваться между собой ведущие политические силы, формируя коалицию, они будут обсуждать «пакетом» и место премьер-министра, и лидера парламентского большинства, и спикера, и министерские посты... То есть, все перенесут на подготовительный период договоренностей политических сил о создании парламентского большинства и правительства. Тем более, что времени для переговоров до формальных назначений того или иного человека достаточно. Потому что у нас выборы состоятся 26 марта, а новый парламент соберется где-то в середине мая. То есть, до этого времени будет полтора месяца для переговоров, потом еще месяц — для формирования парламентского большинства, еще месяц — для формирования правительства.
Виталий БАЛА , директор Агентства моделирования ситуаций:
— Должность спикера в следующем парламенте становится если не ключевой, то одной из ключевых, и мне не понятно, почему разные политические силы, воюющие сейчас за победу на выборах, обходят вниманием эту должность и заявляют только о своих претензиях на должность премьер-министра. Согласно новым изменениям в Конституции, председатель Верховной Рады исполняет обязанности Президента, если тот не в состоянии их выполнять. Возможно, существуют кулуарные договоренности, чтобы нынешний спикер остался главой парламента. Но мне кажется, что его именной блок будет удивлен полученными результатами, и Владимиру Литвину будет тяжело претендовать на главную должность в парламенте снова.
Я думаю, что будет достаточно серьезный процесс по поводу назначения вообще руководства Верховной Рады. Я имею в виду заместителей главы ВР и глав комитетов. Если ключевые фракции разыграют между собой и разделят должности премьера и главы Верховной Рады, это может быть просто кулуарным сговором. Но с точки зрения политической борьбы за интересы и за сферы влияния, это может стать одной из причин для того, чтобы парламент не смог функционировать, и был распущен Президентом.
Владимир ФЕСЕНКО , глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
— Я думаю, спикериады, как отдельной игры, не будет. Будет премьериада. Сегодня более важным, более значимым представляется пост премьер-министра. В том случае, если будет создаваться идеологически однородная коалиция, «помаранчевая или антипомаранчевая», премьер-министр будет номинальным лидером этой коалиции. Спикер в новых условиях после конституционной реформы превращается в парламентского арбитра. Вполне возможно, что спикер не будет принадлежать к той силе, которая будет формировать коалицию, скорее всего, это будет представитель «младшего» союзника. Это должен быть человек, который олицетворяет взвешенность, прагматизм и умение устанавливать баланс между разными политическими силами. Т.е. у нас пост спикера перестает быть главным в парламенте. Он является арбитром внутри парламента, но не руководителем.