Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спонсоры политических партий бунтуют

Владимир ФЕСЕНКО: Страна оказалась перед дилеммой — или большая война, или большой компромисс
17 октября, 1996 - 18:56
«ГРЕЧКА ГЛЮЧИТ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украинское общество уже полтора месяца (если брать за точку отсчета 2 сентября 2008 года) находится в ожидании разрешения политического кризиса. Казалось, что изданный Президентом указ о роспуске парламента и назначении досрочных выборов на 7 декабря внесет хотя бы какую-то определенность в разрешение политического кризиса, но оказалось — наоборот, это даже больше заострило политическую ситуацию в стране. Одна из ведущих политических сил Украины, Блок Юлии Тимошенко, начала судебную войну с Президентом по поводу законности изданного им указа. Кроме того, Кабинет Министров отказывается выделить из резервного фонда деньги на проведение досрочных выборов. Как результат, избирательная кампания уже сорвана, и 7 декабря выборы точно не состоятся. Возникает вопрос — в чем же причина затягивания избирательного процесса? Является ли это хорошо спланированным политическим шагом БЮТ или причина совсем в другом? Например, глава Украинской народной партии Юрий Костенко считает, что проблема затягивания избирательной кампании и нефинансирования выборов — это проблема спонсоров политических партий, которые соглашались платить за мандаты на четыре года, а в результате получили мандат на один год. На фоне такого заявления, интересно узнать мысли политологов, политиков, политтехнологов. Является ли это, на самом деле, главной причиной торможения избирательного процесса в Украине?

Владимир ФЕСЕНКО, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Действительно, у партийных спонсоров есть проблемы, связанные, в первую очередь, с экономическим кризисом в государстве и в мире. Сейчас намного меньше живых денег, т.е. наличности, которую можно использовать на выборах. Поэтому цена выборов значительно выросла, выросли цены на услуги избирательного процесса. Кроме того, партийные спонсоры не возместили свои деньги за прошлые выборы, а в следующем году нас еще ожидают президентские выборы. И это также является проблемой, никто не хочет расходовать свои средства так быстро. Таким образом, я считаю, что если выборы и состоятся, то они будут более экономными, аскетическими, т.е., денег будут расходовать намного меньше, чем в прошлом году. Политические силы будут искать различные варианты, чтобы получить хороший результат с меньшими расходами.

Но я не считаю, что главной причиной торможения парламентских выборов является финансовый вопрос. Например, если говорить о БЮТ, то всем известно, что в этой политической силе решающую позицию имеет именно Юлия Владимировна, а не партийные спонсоры. Более того, некоторые регионалы даже завидуют бютовским спонсорам потому, что тем, кто покупал места в списке БЮТ на прошлых выборах, сейчас дают возможность политически отрабатывать, а не платить во второй раз. Средние олигархи Партии регионов сегодня имеют больше проблем, чем средние олигархи БЮТ. Главной причиной затягивания времени БЮТ является то, что для них эти выборы являются политически невыгодными. Очень большой риск потери должности премьер-министра. Если будущие выборы, все-таки, состоятся, то есть большой шанс создания парламентской коалиции вокруг Партии регионов и тогда премьером может стать В. Янукович. Или будет сформирована более гибкая коалиция с новыми политическими силами, которые пройдут в Верховную Раду, и тогда премьером может стать какая-то нейтральная фигура, которая будет лояльна к Президенту. Хотя я не исключаю и такой вариант, что правительство возглавит опять Ю. Тимошенко. Потому что не известно, как закончатся выборы и какими будут результаты.

В целом, я сомневаюсь в создании после выборов любой коалиции. Во-первых, есть ли смысл брать на себя ответственность за участие в правящей коалиции в условиях экономического кризиса. Во-вторых, лидеры небольших партий, которые попадут в Верховную Раду после досрочных выборов, не захотят быть решающей монетой в создании коалиции. Тот же В. Литвин или П. Симоненко будут баллотироваться на будущих президентских выборах, поэтому идти в коалицию под фаворитов выборов им не выгодно. Лучше будет договариваться после первого тура президентских выборов, хотя они их и проигрывают, но условия для переговоров будут более выгодными, чтобы можно было выторговать больше, чем сейчас.

Есть еще один сценарий развития политических событий. Проведение одновременно досрочных парламентских и президентских выборов. Именно это является одним из вариантов того, почему сейчас БЮТ тормозит избирательный процесс. При возможности такого варианта, избиратели будут голосовать по сценарию биполярности: за или против Ю. Тимошенко и В. Януковича, все другие кандидаты будут неконкурентоспособными. Кроме того, при проведении одновременно парламентских и президентских выборов, у Ю. Тимошенко есть возможность выиграть хотя бы одни выборы — президентские. Тогда совсем другой будет логика создания парламентской коалиции. Договариваться будут не с победителем парламентских выборов, а с новым Президентом. Кстати, при поражении на парламентских выборах может посыпаться Партия регионов. Одна из частей которой будет спокойно договариваться с президентом Тимошенко, как в свое времени договаривались с В. Ющенко.

Что касается даты выборов, считаю, что если будет продолжаться блокировка ЦИК, то это неминуемо повлечет за собой перенесение даты выборов, ведь график избирательной кампании уже сорван. Это дает основание говорить о том, что БЮТ выиграл первый раунд избирательных гонок. Ведь пока что ему удается выигрывать судебную волокиту у Президента и ЦИК. Но будущая политическая ситуация реально зависит от главы государства. Если ему удастся профинансировать выборы, тогда у Президента будет шанс, если нет, тогда страна окажется перед очень большой дилеммой: или большая война, которая уже началась, или большой компромисс.

Сергей ТАРАН, политолог, глава правления Центра социологических и политологических исследований «Соціовимір»:

— Нужно развенчать один из мифов, существующий в украинском обществе. Он касается того, что выборы являются финансовой проблемой для Украины. Все говорят о вреде избирательного процесса для украинской экономики, о необходимости расходования этих денег на другие потребности и т.д. Любые выборы в Украине при условиях непрозрачного финансирования политических партий и блоков — крупные инвестиции в украинскую экономику. Это те деньги, которые могли находиться в иностранных банках, в пограничных офшорах, работать на теневые экономические схемы и тому подобное. Вместо этого во время проведения выборов эти деньги идут в печатную промышленность, в СМИ, через гречку простым гражданам. То есть выборы экономически и тактически выгодны для Украины. Минусом является только то, что выборы тормозят проведение долговременных стратегических реформ. Что касается нынешних парламентских выборов, то они оказались неожиданными для всех — для власти, партий, депутатов, граждан, в том числе и для партийных спонсоров. Но это проблема не украинцев, а тех лидеров партий, которые брали деньги за места в списках своих партий. Поэтому эти выборы сегодня невыгодны для всех политических сил, особенно для маленьких партий и блоков, потому что им снова придется просить деньги у спонсоров, а потом отрабатывать их.

Второй миф, который нужно развенчать, касается вмешательства бизнеса в политику. Среди населения сложилось такое мнение, что бизнесмены, придя в политику, начинают диктовать условия политикам, поэтому, мол, у нас в стране все плохо. На самом деле огромная проблема Украины заключается не в том, что бизнес пребывает в политике, ведь это существует во всех демократических странах, а в том, что эти отношения непрозрачные. Никто не знает документально, сколько, на что, на каких условиях, каким партиям те или иные бизнесмены дают свои деньги. Нам нужно сделать отношения между бизнесменами и политиками прозрачными, понятными и доступными для общественности. Это можно сделать тремя способами. По одному из них, партии могут взять деньги на избирательную кампанию у государства, которое лимитирует количество взятых средств. Тогда партии будут отчитываться перед государством, а не перед олигархами. Такой способ существует в Европе. По другому, партии могут взять деньги у бизнесменов, но последние должны четко декларировать свои расходы на выборы. Это американский, более либеральный способ. Третий путь предусматривает контроль гражданами всех расходов политиков. Этот способ используется в Европе, поэтому, в отличие от нас, там политикам не очень сладко живется.

По поводу вопроса затягивания БЮТ избирательного процесса. Действительно, они сейчас выигрывают тактически в судах, но здесь существует очень тонкий нюанс. Сегодня эта политическая сила использует тот посыл, что выборы не состоятся. А это может привести к низкой явке избирателей от БЮТ. С такой проблемой столкнулась Партия регионов на прошлых досрочных парламентских выборах. Таким образом, БЮТ выиграет тактически, а не стратегически.

Важным моментом в украинской политике является внутрипартийная борьба. В начале избирательной кампании все говорят о борьбе между партиями разных направлений, в частности, как Ю. Тимошенко будет бороться против В. Януковича или наоборот. На самом деле, в начале избирательной кампании основной фокус политической борьбы перемещается внутрь партии. Там решается: как формировать списки, кто туда войдет и на каких условиях, кто будет финансировать партию, какой формат будет партии или блока и т.д. Как говорил еще в свое время В. И. Ленин: «90% политической борьбы находится внутри партии и только 10% снаружи». Поэтому, если мы посмотрим сейчас на организаторов этих выборов — блок «Наша Украина — Народная самооборона», то мы увидим, что они не готовы к избирательной кампании. Неизвестно, под каким названием и в каком составе пойдет на выборы эта политическая сила, где будут «Народная самооборона» и «Единый центр», кто возглавит пропрезидентскую партию или блок, кто будет руководить избирательным штабом и т.д. Таким образом, внутрипартийная борьба среди украинских партий является одной из тех причин, по которым будут перенесены досрочные парламентские выборы.

Ярослав ДЖОДЖИК, заместитель главы Украинской народной партии:

— Сегодня общество является свидетелем явного нежелания одной политической силы принимать участие в избирательной кампании. Причина такого поведения комплексная. Все помнят, как год назад политическая партия, возглавлявшая тогда правительство (Партия регионов. — Авт.), тоже не имела желания принимать участие в выборах. Сейчас имеем такую же ситуацию с Блоком Юлии Тимошенко. Ведь они понимают, что дважды войти в одну и ту же реку невозможно, то есть возглавить правительство Украины после выборов им уже не удастся. А главная причина заключается в том, что за полтора года своей деятельности эта политическая сила была образцом того, как можно обойти свои предвыборные обещания. Поэтому все политические силы имеют большие опасения на предмет того, возможно ли в будущем формировать коалицию с БЮТ.

Безусловно, БЮТ, входя в нынешнюю предвыборную кампанию, сталкивается с проблемой ее финансирования. И нам известны не одиночные случаи, когда те или иные спонсоры от БЮТ говорили о том, что они принимали участие в предвыборной кампании и оплачивали свой мандат не на один год, а на все четыре. Как следствие, сейчас они отказываются финансировать эту избирательную кампанию для БЮТ, и потому эта политическая сила вынуждена блокировать абсолютно конституционный указ Президента Украины о роспуске парламента.

В свою очередь, я хочу подтвердить, что в резервном фонде Кабинета Министров Украины сегодня находится около 500 млн. грн. Кроме того, опираясь на закон о выборах, предусматривающий финансирование выборов из госбюджета, а резервный фонд является частью государственного бюджета Украины, у Кабинета министров есть все основания профинансировать эти выборы. По этому поводу есть даже решение СНБО, обязывающее профинансировать досрочные выборы в Украине. Решение, являющееся обязательным для выполнения, в случае его невыполнения предусматривается уголовная ответственность. Сегодня БЮТ выигрывает суды, но очень серьезно проигрывает в общественном мнении. Потому что граждане Украины убеждаются в двойных стандартах этой политической силы. Всего год назад они говорили, что прошлые досрочные парламентские выборы должны финансироваться из резервного фонда, а сейчас говорят абсолютно противоположное. Утром они утверждают, что сегодня проведение выборов невозможно из-за мирового экономического кризиса, а вечером — что этот кризис на 90% зависит от СНБО и НБУ. Как следствие, досрочные выборы могут быть отложены.

Александр ЧЕРНЕНКО, спикер комитета избирателей Украины:

— Сегодня можно согласиться с тем, что отсрочка выборов — это бунт спонсоров. Но это не главная причина затягивания избирательного процесса, потому что на место старых спонсоров могут прийти новые. Очевидным является то, что Юлия Владимировна вряд ли станет премьер-министром после выборов. Хотя пребывание ее политической силы в оппозиции перед президентскими выборами не является наихудшей ситуацией. Также очевидным есть и то, что 7 декабря выборы уже не состоятся, потому что начало избирательной кампании уже сорвано. Хотя существующая подвешенная политическая ситуация с выборами выгодна всем политическим силам, даже организаторам этих выборов. Слишком уж сжатые сроки отведены партиям для того, чтобы организовать предвыборную гонку, сформировать списки, собрать деньги и т. д. На самом деле, формально выборы еще затягиваются, а фактически они уже начались. Рано или поздно БЮТ смирится с тем, что выборы неминуемы и, возможно, в другом формате все-таки пойдут на выборы. Но сначала будут договоренности относительно выборов, потом новый указ Президента, новое голосование в Верховной Раде, возможно даже голосование относительно бюджета на следующий год, хотя есть опасность, что этот бюджет будет слишком популистским и социальным.

Датой новых выборов может быть 21 декабря, январь месяц, или даже начало февраля. Если допустить, что Киевский апелляционный суд в пятницу позволит ЦИК осуществлять все необходимые процедуры по организации избирательного процесса. На формирование окружных списков избирательных комиссий останется три дня для того, чтобы партии подали своих людей в окружные комиссии по принципу 50% от коалиции, 50% от оппозиции, что сейчас сделать нереально. Если этого не удастся сделать, голова ЦИК имеет право доукомплектовать комиссии там, где их численность меньше минимального состава. Также эту коллизию ЦИК может решить при помощи своих разъяснений и постановлений, но на предыдущих выборах эта пропорция с процентами не выполнялась. Поэтому, если в пятницу запускается избирательный процесс, теоретически за 30 дней ЦИК может закончить формирование состава окружных комиссий, но сегодня ЦИК не дают проводить даже свои заседания ради того, чтобы подготовиться к решению Киевского апелляционного суда. Как следствие, выборов может не быть в предусмотренный срок.

Тарас БЕРЕЗОВЕЦ, политтехнолог, директор PR-группы Polittech:

— Очевидным является то, что 7 декабря выборы уже не состоятся, минимальной датой является 21 декабря. Это тот срок, в который партии могут вложиться, если Кабинет Министров профинансирует выборы. Реальными датами проведения досрочных парламентских выборов являются конец января — начало февраля. Главным считаю то, что нынешние выборы, по существу, являются первым туром президентских выборов в 2009 году, это праймерис. Поэтому все политические силы не зависимо от того, хотят они идти на выборы или не хотят, им придется это сделать. Потому что по результатам этой избирательной кампании будет абсолютно понятной конфигурация второго тура президентских избирательных гонок. Явным является и то, что победителями этих выборов будут Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов, которым социологи дают равные шансы — приблизительно по 24-25% каждой. Но политическим партиям следует иметь ввиду, что 70% граждан Украины не хотят этих выборов, поэтому явка на выборы будет очень низкой. А это будет означать, что фальсификации на этих выборах вырастут в несколько раз. Поскольку бюджеты всех политических партий будут чрезвычайно малыми, то это будут самые аскетичные выборы в Верховную Раду за всю историю. А вот на чем не будут экономить партии — это прямой подкуп избирателей.

Чрезвычайно важным является то, что БЮТ сегодня выигрывает не только юридически, но и фактически. Т.е. их сторонников становится все больше. Потеря БЮТ и ПР в июле небольшой части голосов, сейчас полностью компенсируется. Один из пунктов закона о выборах говорит о том, что резервные средства из государственного бюджета могут использоваться только в случае стихийных бедствий, или событий, приравненных к ним. По существу, это значит, что Президент признает нынешние досрочные выборы стихийным бедствием. На самом деле, такими они и есть, если руководствоваться мыслями западных политических партнеров, Х. Соланы, А. Квасьневского, которые заявили о невозможности проведения досрочных выборов в условиях мирового экономического кризиса. Кроме того, эти выборы нанесут сильный удар по внешнеполитическим позициям Украины. Это ПДЧ, международный суд относительно острова Змеиный, переговоры с ЕС относительно ассоциациируемого членства. И это на фоне скандала с поставкой оружия Украиной, судна «Фаина» и тому подобное. Например, относительно острова Змеиный решение будет следующим — скала Змеиная принадлежит Украине. Вообще, соглашение В. Ющенко судиться за этот остров — это уже фактический проигрыш.

На сегодняшний день, невзирая на принятый закон о Кабинете Министров, у Президента нет никаких реальных рычагов воздействия на позицию правительства, даже посредством СНБО. Еще год назад, в аналогичной ситуации правительство В. Януковича также не хотел финансировать досрочные парламентские выборы, но потом был достигнут компромисс между Президентом и правительством. Таким образом нужно действовать и сегодня, в том числе, провести голосование относительно государственного бюджета на следующий год. Что касается информационной стратегии, то самые лучшие стартовые условия на парламентских выборах будут иметь Президент и премьер-министр. В их руках находятся публичные трибуны Секретариата Президента и Кабинета Министров. Ведь третья публичная трибуна Верховной Рады распущена.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ