Существует разительный контраст между внешней политикой администраций Джорджа Буша и Барака Обамы. В то время как Буш активно проводил политику американских односторонних действий и западного расширения, Обама ведет себя как осторожный многовекторный политик во время экономической неопределенности. Эти разные подходы непосредственно влияют на Украину — страну, колеблющуюся на стратегической границе между Европой и Азией.
Вместо предположения, что развитие демократии в Украине завершится членством в НАТО и ЕС, политика США относительно Киева сейчас обусловлена тремя факторами: Россия, топливо и Европа. Избрание Виктора Януковича Президентом лишило Вашингтон возможности дискутировать с Москвой по поводу национальных устремлений Украины. В Вашингтоне просчитали, что Янукович будет устанавливать более тесные отношения с Кремлем и снимет конфликтный вопрос расширения НАТО с повестки дня американскороссийских двусторонних отношений.
Однако американские чиновники недооценили амбиции российского правительства, а также степень демократического регресса в Украине. Путин и компания не только требуют от Украины оставаться вне НАТО, они также хотят, чтобы страна стала частью многонациональных структур, в которых доминирует Москва, на случай если новый состав президентской администрации США решит возобновить расширение НАТО. В результате Киев оказался под огромным давлением, когда от него требуют отдать большую часть энергетической инфраструктуры российским компаниям, присоединиться к Таможенному союзу вместе с Беларусью и Казахстаном, а также принимать участие в структурах безопасности ОДКБ.
Приняв во внимание отход от демократии в Украине, Обама не был вынужден решительно защищать страну от посягательств россиян на ее суверенитет или проводить встречи на высоком уровне с украинскими чиновниками. Даже если Обама пожмет руку Президенту Януковичу на Саммите по ядерной безопасности или на Саммите НАТО в Чикаго, это не будет свидетельствовать о потеплении отношений.
Некоторые аналитики утверждают, что Россия и Украина развивают похожие политические системы и более тесная связь между ними позволила бы НАТО и ЕС избежать лишней головной боли от попыток продвигать демократические реформы. В соответствии с такой аргументацией, даже если Украине пришлось бы утратить элементы собственного суверенитета, то это, очевидно, свидетельствовало бы о выборе ее руководства, и Вашингтон не должен вмешиваться.
Проблема такого подхода в том, что он не отвечает стремлениям украинских граждан сохранить независимое государство, в котором все большее количество людей разочаровано действиями нынешней администрации. Заключение Юлии Тимошенко стало символом антидемократической контрреволюции, которая может дестабилизировать страну. Американские сенаторы утверждают, что в Украине произошел регресс демократических реформ, независимости СМИ, избирательных стандартов и верховенства права.
Во избежание ситуации, когда Украина может стать центром конфликта между Западом и Востоком, Государственный департамент США призывает освободить Тимошенко и обеспечить проведение прозрачных парламентских выборов в октябре. Госсекретарь Хиллари Клинтон пыталась склонить Януковича во время проведения Мюнхенской конференции по безопасности к разрешению опасной ситуации вокруг Тимошенко на фоне опасения, что явные нарушения во время проведения выборов могут поляризовать общество и спровоцировать кровавый бунт, на который Россия может отреагировать проведением миротворческих операций.
Вашингтон призывает Киев уменьшить свою зависимость от российских энергоносителей — основного инструмента политических манипуляций. Если Украина намерена сохранить свою независимость, она должна диверсифицировать поставки энергоносителей и развивать внутренние источники. США поддерживают развитие энергетического коридора между Каспийским бассейном и Европой, который неподвластен российскому шантажу. Украина представляется важным игроком в более широкой энергетической цепи, и Вашингтон предложил помощь в проведении разведываний залежей сланцевого газа с целью повышения самодостаточности страны.
Третий важный аспект подхода Вашингтона заключается в том, чтобы не продвигать опции с НАТО, а вместо этого поощрять Киев к установлению более тесных связей с ЕС, потому что в Украине есть консенсус относительно углубления отношений с Брюсселем. Как и на Западных Балканах, США стремятся, чтобы Европа помогла превратить Украину в безопасное и стабильное государство через подписание соглашений о свободной торговле и Соглашения об ассоциации с ЕС. США также дают понять, что сползание к авторитаризму может привести к международным санкциям и снижению статуса Украины до такого, который на данный момент имеет Беларусь.
Общий расчет Вашингтона заключается в том, чтобы дать Киеву выбор. Киев может либо продолжать развитие путинской системы ценой потери хороших отношений с Западом, таким образом обеспечивая уязвимость Украины к манипуляциям со стороны России, либо снова запустить демократические процессы, усилить энергетическую диверсификацию и развивать более тесные связи с западными институциями — все эти мероприятия могут помочь защитить страну от давления Москвы. Однако окончательное решение должно оставаться за Киевом.
Януш БУГАЙСКИ — старший сотрудник Европейской программы в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия.