Богатый резонансными событиями октябрь на электоральных настроениях украинцев пока не отразился. Социологи объясняют это известной инертностью общественного мнения, которое на любые события, заявления, изменения реагирует с опозданием примерно в месяц. Поэтому по традиционной для предвыборных опросов формуле «если бы выборы состоялись на следующей неделе», рейтинговый расклад среди возможных кандидатов в президенты немногим отличается от сентябрьского. Согласно всеукраинскому опросу, проведенному Украинским институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг» с 23 по 29 октября (опрошено 2053 респондента), первые три позиции в списке электоральных симпатий по- прежнему занимают лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко, лидер коммунистов Петр Симоненко и действующий премьер Виктор Янукович. Правда, что касается последнего, то для него октябрьская стабильность — результат со знаком «минус», так как на протяжении года с момента, когда В. Янукович возглавил правительство, социологические опросы ведущих центров фиксировали рост доверия населения к этому политику. С этой тенденцией связывались и позитивные прогнозы в отношении его участия в президентской кампании. Однако октябрьская «заморозка» рейтинга премьера (готовности украинцев голосовать за него на выборах) на уровне 9% заставила социологов вспомнить, что подобный путь возрастания популярности проходил в свое время и предшественник Януковича Анатолий Кинах.
Тем не менее представленный вчера журналистам электоральный срез является, пожалуй, одним из наиболее масштабных на данный момент. И пусть он пока что не дает ответа на вопрос, кто же будет следующим президентом Украины, зато обозначает небогатое, прямо скажем, поле для выбора. К примеру, уже четко можно сказать, что украинцы хотят видеть главой государства новое лицо (против выдвижения действующего президента на новый срок высказались 82% опрошенных). И не потому что крайне не поддерживают действующую власть (ведь есть готовность голосовать за так называемого провластного кандидата), а просто в силу определенных психологических причин, ментальных особенностей: сам факт перемены важнее результата (народным языком это выражается как «хай хоч гірше, аби інше»). Также в этом опросе проявилась традиционная для наших соотечественников ориентация на личность, которую уже можно отнести к стабильным чертам национальной политической культуры. В предложенных социологами гипотетических сценариях выборов, где разного рода гипотетические объединения — партии парламентского большинства, блок левых партий, союз Партии Регионов с «Нашей Украиной» — выдвигают своего единого кандидата, безоговорочно поддержать этого кандидата, принимая во внимание лишь политическую силу, которая за ним стоит, соглашается ничтожно малое количество респондентов (от 2% до 6%). Значимая же для результата на выборах часть населения будет голосовать только «с учетом того, кто станет этим кандидатом». То есть фактор поддержки определенными политическими силами кандидатов в президенты будет играть гораздо меньшую роль, чем отношение населения к самому политику.
Рейтинги ноября, скорее всего, изменятся под влиянием тузлинского кризиса и донецкого скандала. Однако, как предупреждает директор Центра «Социальный мониторинг» Ольга Балакирева, скорее всего, это будет всего лишь ситуативный всплеск, после которого при отсутствии существенных изменений в раскладе возможных кандидатов все встанет на свои места.