Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Старые проблемы «новой» судебной власти

10 июля, 2001 - 00:00

По его словам, в новых нормативных актах отсутствует такой институт, как общественные защитники и общественные обвинители. «Мы понимаем, что для стран Европы — это нормальная практика, однако в условиях неокончательно сформировавшейся судебной системы этот шаг неправилен», — заявил он журналистам. При этом он сказал, что украинская судебная система, даже полностью обеспеченная законодательно, не будет нормально выполнять свои функции, если не будет пересмотрено отношение к подбору кадров в судебную систему и следственные органы. Так, зачастую, по словам правозащитника, суды отправляют дела на дорасследования в те же прокуратуры и к тем же людям, от которых эти дела были получены: «Понятно, что люди, дорабатывающие дела, не могут кардинально изменять свои решения, иначе сядут они.» Этим, а также рядом других нарушений: как-то давление на подозреваемого, угрозы и насилие в процессе следствия, говорит Ю. Мурашов, обусловлено то, что нередко суды выносят несправедливые решения, а «зачастую игнорируют результаты судебного следствия и попросту переписывают в приговор заключение обвинения».

Председатель совета правозащитной организации «Донецкий мемориал» Александр Букалов сообщил «Дню», что по данным, полученным его организацией из судов страны, в прошлом году было осуждено более 230 тыс. человек, или около одного процента трудоспособного населения страны. При этом к наказанию в виде лишения свободы приговорено около 36% осужденных. Это позволяет говорить о том, что лишение свободы остается главным видом уголовного наказания. Кроме того, говорит А. Букалов, парадоксально, но быть оправданным некоторыми из судов, в частности, киевскими, практически невозможно: на протяжении прошлого года ими было вынесено всего семь оправдательных, против более чем девяти тысяч обвинительных приговоров. В то же время, по словам Ю. Мурашова, если суды кого-то и освобождают, то делают это не по реабилитационным случаям, а в связи с переквалификацией дела. Вызывает тревогу, по словам правозащитников, и то, что более половины приговоров (около 59%) вынесены на срок лишения свободы до трех лет. То есть лица, отправленные по ним в места лишения свободы, совершили нетяжкие преступления. А вот что будет с ними после трех лет «отсидки» — по словам правозащитников, — еще вопрос. Постепенно исправить ситуацию может принятие нового пакета законов о судоустройстве и нового Криминального кодекса Украины, в которых судам отведена основная роль. Однако в условиях хронического недофинансирования судов в Украине новая система может натолкнуться на старые трудности.

Михаил ЗУБАРЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ