Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сто лет, пять часов и 45 минут

25 октября, 2004 - 20:09
ОДИН ИЗ ХИТОВ ВЕЧЕРА — НОМЕР ИЗ КАПУСТНИКА «НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ» В ИСПОЛНЕНИИ СЕРГЕЯ СОЛОДОВА, ПРЕЗЕНТОВАННЫЙ ТЕАТРОМ ДРАМЫ И КОМЕДИИ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА / ТЮЗОВЦЫ ПОДАРИЛИ РЕКТОРУ УНИВЕТСИТЕТА ИМ. КАРПЕНКО-КАРОГО АЛЕКСЕЮ БЕЗГИНУ САБЛЮ ЮБИЛЕЙНЫЕ ТОРЖЕСТВА НАЧАЛИСЬ С ШЕСТВИЯ НА ХОДУЛЯХ ВСТРЕЧА БЫВШИХ ВЫПУСКНИКОВ, НЫНЕ МАСТЕРОВ ЭКРАНА И СЦЕНЫ: РАИСЫ НЕДАШКОВСКОЙ, ТАИСИИ ЛИТВИНЕНКО И ЛЕСЯ СЕРДЮКА

В пятницу в Театре им. И. Франко отмечали вековой юбилей со дня основания Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого.

Гуляли с размахом. Торжества начались еще на улице: в сквере перед театром нынешние студенты, в костюмах XIX века, дефилировали вокруг фонтана под игру духового оркестра, там же встречались бывшие выпускники разных лет, прошло шествие на ходулях. В фойе всех гостей угощали коньяком и шоколадом... Зал не смог вместить всех желающих, но даже если бы организаторы арендовали Олимпийский стадион, то они столкнулись с тем, что мест все равно не хватило бы. Ведь за 100 лет существования этого старейшего творческого вуза Украины вышла из его стен целая армия артистов, режиссеров, операторов, критиков и других специалистов театра, кино и ТВ. А добавьте к этому длинному списку еще многочисленных почетных гостей и поклонников, то можно только посочувствовать именинникам, сколько хлопот свалилось на их голову. Режиссерами торжеств выступили Алексей Кужельный и Василий Вовкун. Задумали они хорошо: небольшая официальная часть (без нее на юбилее не обойдешься) и капустник. Поэтому предупредили всех выступающих говорить кратко, уложившись в три минуты, но в регламент практически никто не уложился. И чествование — с вручением подарков, концертными номерами и фейерверком растянулось во времени на пять часов и 45 минут! Выдержали этот марафон не все...

Поздравили юбиляров все первые лица нашего государства. Указ Президента Украины Л. Кучмы зачитал вице-премьер-министр Дмитрий Табачник, вручив ректору вуза Алексею Безгину орден «За заслуги». Почетные награды, звания заслуженных артистов, деятелей искусства Украины, грамоты получила целая группа преподавателей. Были зачитаны поздравления от премьер- министра В. Януковича, председателя Верховной Рады В. Литвина, мэра Киева А. Омельченко и др. Подарки именинникам пришлось вывозить несколькими машинами: корзины цветов, видеотехника, осветительные приборы, домашний кинотеатр с фильмотекой, картины, сувениры и прочие приятные сюрпризы. Отныне ежемесячно по пять стипендий будут получать малообеспеченные студенты университета от руководства Киностудии им. А. Довженко и от компании «Бенюк и Хостикоев».

На вечере прозвучала и «секретная» информация (оказывается, 90% трупп всех театров Украины — составляют их кадры). Оригинальные поздравления подготовили музыканты и танцоры Национальной оперы, цирка, Детской музыкальной академии, ТЮЗа, Молодого театра, Русской драмы и другие коллективы. А фаворитами вечера стали «капустянские» номера. Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра выдал «Наполеоновские планы», которые зачитал актер Сергей Солодов в образе французского полководца — самый популярный герой киевских подмостков (спектакль «Корсиканка» Иржи Губача уже идет в трех театрах, а скоро появится и четвертая версия — в Российской драме). Замечательно выступили и галактические делегаты — «гуманоиды» из Театра им. И. Франко во главе с Лесем Заднипровским… Те из зрителей, кто дождался финала, смеялись до колик и были награждены за долготерпение, получив по кусочку от огромного именинного торта, а в полночь любовались салютом…

БЕСЕДЫ В ФОЙЕ

У каждого, кто учился в Университете им. Карпенко-Карого, остались в памяти свои истории. О том, как поступали в вуз нынешние звезды театра, кино и телевидения, как учились, что их сегодня радует, а что огорчает — рассказывают бывшие «карпенята».

Богдан СТУПКА, художественный руководитель Театра им. И. Франко:

— Меня можно назвать «вечным студентом»: за 100 лет существования театрального института больше, чем я никто не учился — 17 лет. Я рекордсмен. Можно отправлять заявку в Книгу рекордов Гиннеcса. Причем я закончил не актерский факультет, а театроведческий. Все учатся по четыре-пять лет и у них знания выветриваются, а я все помню.

Поступил в институт им. Карпенко-Карого в 1967 г. (у меня за плечами была театральная студия при Театра им. М. Заньковецкой: мастерская Бориса Хомича Тягно). Поэтому решил расширить свои театроведческие познания. Попал в класс Лидии Константиновны Билецкой. Учился заочно. Приезжал из Львова в Киев, смотрел спектакли... В ту пору моими сокурсниками были Киршова, Ярошевич, Гапоненко и другие. Я с ними дошел до третьего курса, и тут в моей жизни появилось кино. Картина «Белая птица с черной отметиной» перебила всю учебу. Дебют у меня получился осень хорошим, и я «загремел» на весь бывший СССР. Получил теплое письмо от Михаила Ульянова, которое можно повесить в рамочку и любоваться (столько блестящих эпитетов он написал по поводу моей игры в роли Ореста Дзвонаря). Он пригласил сниматься в свой фильм «Самый последний день» (Ульянов играл в нем участкового милиционера, а я вора-рецидивиста Валеру). Дальше предложений сниматься я получал очень много. И встал вопрос: или наука, или кино? Я решил, что учеба может подождать, а в кинематографе нельзя упускать шанс. Ведь сегодня тебя в кино приглашают на съемки, и ты всем нужен, а завтра могут совсем забыть. Я взял академический отпуск, и началась жизнь на колесах: игра в театре, съемки в кино… Только в 1981 г. восстановился в вузе, а в 84-м — закончил институт. Написал дипломную работу «Мой Мыкола Задорожный» (по франковскому «Украденному счастью»). Кстати, эта работа опубликована в журнале «Дніпро». Вы знаете, когда на сцене ты как актер пережил роль, то потом на бумаге, при научном анализе, строчки сами словно льются. Как говорит Треплев в чеховской «Чайке», «дело не в старых и новых формах, а в том, что это свободно льется из твоей души». Кстати, председателем дипломной комиссии был ректор Белорусского института (я позабыл его фамилию). Он спросил, какую свою роль я считаю лучшей? Услышав, что Задорожного, сказал, что на его взгляд, это — Ричард III. Спорить с председателем комиссии я не стал и согласился: «Значит, две роли». Кстати, в 1984 году, когда я наконец-то получил диплом, в институт поступил мой сын Остап.

Со смехом вспоминаю, как вручали мне диплом. Сидит на сцене комиссия. Я стою среди студентов. Меня увидела Ада Роговцева и зовет, чтобы сел рядом (она даже не догадывалась, что я до сих пор студент). Но я скромно остался в кругу выпускников. Когда объявили мою фамилию, вручая диплом, Роговцева чуть со стула не упала, так хохотала, что я старый дурак (был уже народным артистом Украины), а так долго грыз гранит науки…

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, художественный руководитель Театра «Сузір’я»:

— В театральном институте я встретился со своими учителями жизни. Нам, студентам, они передавали не только профессиональные навыки, но прежде всего учили, как следует жить. Это были Личности и Учителя. Обучали всему, что сами знали, делились своими секретами, будили в нас индивидуальность, пытаясь передать педагогические навыки. Они понимали, что когда-нибудь и мы должны стать учителями для следующего поколения. Мне повезло, что у нас преподавали настоящие мастера. Это был целый букет личностей. В первую очередь, я вспоминаю Михаила Михайловича Рудина и Владимира Александровича Нелли, у которых учился в классе, а также Сергея Владимировича Данченко (у него в Театре им. И. Франко я делал свои первые шаги в режиссуре). Уникальность и неповторимость каждого составляет то богатство, которое передается, как эстафета поколений: от педагога к ученику.

Особенность учебного процесса в театральном вузе состоит в том, что наши учителя не столько пытались нас учить чему-то, сколько открывали в каждом из нас способность учиться. Не вызубривать предмет, а научиться по-своему воспринимать его. Учеба в институте не была частью времяпрепровождения или частью жизни, а была всей нашей жизнью. В институте мы пропадали с утра и до ночи, забывая о времени (пока дворник не выгонял из здания). В институте воспитывается любовь к театру, который поглощает всю твою жизнь. В нашей профессии (актера, режиссера) никогда нет нормированного рабочего дня, т. е. ты пришел на пару часов: сыграл или поставил спектакль и пошел домой. Театр — это жизнь. Вопрос стоит так: или ты живешь театром, или театр тебя изгоняет!

Александр БЫСТРУШКИН, начальник Киевского управления культуры, искусств и культурного наследия:

— Если бы можно было повторить еще раз лучшие моменты в жизни, то я бы попросил Бога вернуть студенческий период и мою встречу с женой. В театральный институт я поступил с первой попытки, хотя конкурс был громадный — 60 человек на место. В 1966 году поступали два выпуска — 10- и 11-классники. В ту пору мы мечтали стать такими же популярными, как Иван Миколайчук, Раиса Недашковская и рвались в артисты. Но когда я увидел толпу абитуриентов, то занервничал. Приехал из Коломыи, играл в народном театре, и опыта — ноль. Поэтому решил посмотреть, как сдают экзамены на кинофакультете. Зал в Лавре забит. Стою в дверях и ловлю на себе взгляд моих кумиров — Недашковской, Миколайчука, сидящих в комиссии. Когда все абитуриенты выступили, мне предложили показать свои способности. От волнения я забыл сказать, что меня нет в списках (документы подал на драму) и выдал свои заготовки: читал стихи, пел, танцевал. Экзаменаторам я понравился и тут выясняется, что нет моих документов. Бегу в приемную комиссию забирать документы, но меня отговорили. В то время П. Алексидзе набирал курс на актерский факультет, и я стал ему сдавать экзамены. Прошел отборочное сито, а когда увидел себя в списках принятых в институт, то по Крещатику не шел, а летел.

Богдан БЕНЮК, актер Театра им. И. Франко:

— Наверное, уже лет 20 говорят, что институт имеет массу проблем. Но ежегодный конкурс на актерское отделение огромный, и каждый год выпускники вуза пополняют актерскую братию. Хотя потом далеко не все остаются в профессии. Я помню свой выпуск — более 60 актеров. Где они сейчас? В театрах и на ТВ работают от силы человек десять. И это реальность. Остались лишь те, кто не представляет себе жизни вне творчества. Уходят и преподаватели. Я знаю, какой у них нелегкий хлеб. Сам вел занятия, но убедился, что играть на сцене, сниматься в кино и на ТВ и преподавать — невозможно. Настоящий учитель постоянно должен быть со своими студентами. Преподаванию нужно отдаваться полностью. Вести студентов за руку. Наша профессия очень изменчивая, зависимая от многих обстоятельств. Никто не даст гарантии, что карьера удастся. Ангел на плече посидит — и ты на гребне успеха. А если он улетит? Придя в театр, важно найти своего режиссера. А сегодня в режиссуре огромные проблемы. Мне очень повезло, что встретился с Владимиром Николаевичем Оглоблиным, который буквально вывел меня на сцену, поставил на ноги, поддерживал, пока я самостоятельно стал танцевать в профессии.

Наш институт (сегодня его уже называют университетом) имеет колоссальные традиции. Сначала ты учишься, набираешь высоту, становишься мастером, а потом возвращаешь приобретенные знания своим ученикам. Пока не будет прервана связь поколений, наш вуз будет жить. А мы, его выпускники, должны помогать своей альма-матер. Например, мы с моим другом и партнером Анатолием Хостикоевым создали театральную компанию «Бенюк и Хостикоев» и утвердили пять стипендий для студентов из бедных семей, будем их выплачивать ежемесячно.

Валерий ФИАЛКО, профессор, заведующий кафедрой театроведения Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого:

— Я меньше всего вспоминаю сам процесс учебы. Мы жили под девизом: если есть лучшие, то почему не мы? Компания у нас была большая, все отлично занимались, получая повышенную стипендию. Жили в общежитии. В одну комнату набивались 8 — 10 человек, и мы строили планы. Уже на первом курсе все перезнакомились. С удовольствием выезжали на картошку, потом в стройотряды... На каникулах гурьбой ехали к морю, отдыхая дикарем. Я вспоминаю, как вместе не пропускали ни одной премьеры, ездили даже в другие города, прорывались на спектакли гастролеров. Обсуждали, спорили об увиденном... Вуз был нашим домом. Я дружил со студентами режиссерского, актерского и факультета организации театрального дела. В стенах вуза родилось наше братство «карпенковцев». Со студенческого спектакля «Вестсайдская история» я дружу с Анатолием Хостикоевым. Он растет как актер, а я как театральный критик. В нашей компании были Афанасьев, Славинский и др. Студентом я подрабатывал как модель, выступая на подиумах. В то время мы все жили скудно, но при демонстрации одежды мне позволяли брать ее напрокат не только для себя, но и друзей. На торжества мы приходили такими франтами… Жили коммуной. Если не хватало денег на еду, ребята шли сдавать кровь, а потом накупали еды и устраивали в общежитии праздник.

Наша театроведческая братия вся осталась в профессии. Вот только мне кажется, что мы были смелее, чем нынешние студенты. Еще второкурсниками могли анализировать постановки. К нам на курс приходили драматурги, режиссеры, и мы обсуждали новые спектакли. Например, Ирина Молостова считала, что мы должны бывать на репетициях, видеть, как рождается спектакль, и высказывать свое мнение. Это верно и очень нужно для театроведа.

Алексей ЛИСОВЕЦ, режиссер Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра:

— В театральный институт я поступал в чернобыльский 1986 год — от реактора приехал на экзамены. В ту пору я работал инженером в объединении «Южтепломонтаж». Закончил Киевский политех. Там организовал студенческий театр миниатюр. Но даже закончив вуз, продолжал ставить спектакли, мечтая стать профессиональным режиссером. Заочно окончил Московский институт им. Крупской (факультет «Режиссура народных театров»), но считал, что, только обучившись в Институте им. Карпенко- Карого, можно стать настоящим профи. Поэтому написал заявление на отпуск с 1 мая, а 26 апреля взорвался реактор на АЭС, и нас всех, кто подчинялся Министерству энергетики СССР, отправили на вахту в Чернобыль. Я работал разведчиком-дозиметристом в оперативном штабе. Через три недели меня сменили, и я смог поехать поступать в институт. Должен признаться, что экзамены сдавал очень посредственно, но, видно, чем-то приглянулся Эдуарду Марковичу Митницкому, набиравшему курс. С ужасом вспоминаю свой музыкальный номер. При сдаче экзамена по музыке и пластике нас почему-то заставили раздеться до плавок, а девчонки были в купальниках, и изображать этюд на заданную тему. Представьте себе картину: я — бородатый дядя, 26 лет от роду, в трусах аккомпанирую себе на аккордеоне и пою, а потом с серьезной миной пляшу в присядку. Экзаменаторы смеялись все…Короче, меня приняли.

Я доволен, что попал в класс Митницкого. Он человек творческий. У нас был сильный курс: Саша Балабан, Вадик Туганов, Юра Одинокий. Еще студентам Эдуард Маркович давал нам возможность ставить в театре. Например, на третьем курсе я поставил сказку «Деревянный король», и этот спектакль до сих пор остается в репертуаре «левобережцев». А в штат театра меня взяли в 1991 г. после «Игры и смерти» по Ромену Роллану. Сначала работал режиссером по репертуару, а затем уже стал режиссером-постановщиком.

Анатолий БОРСЮК, телеведущий канала «1+1»:

— Сегодня на ТВ работает масса выпускников Университета им. Карпенко-Карого. Но, запуская новые проекты, я заметил такую закономерность: как правило, из канала на канал, с передачи на передачу, переходят одни и те же личности: Богдан Бенюк, Ольга и Наталья Сумские, Снежана Егорова и др. Причем этот список не такой уж длинный. Мало новых лиц. Когда приходят выпускники театрального вуза, который и я заканчивал, то замечаю, насколько они совершенно не подготовлены к конкретной работе. Я не спорю, знания они получили, но нет практики. А теория без практики создает пропасть. Такое впечатление, что ребята жизни не знают, не понимают проблем современного телепроизводства. Ведь сегодня на ТВ очень сложная техника, бешеный темп работы. Я вспоминаю свою учебу. Три года мы потратили вхолостую на общие дисциплины (типа истории КПСС, диамата и т.д.), а за два оставшихся — приобрели специальные знания. Сегодня ненужных предметов не учат, но почему так мало молодежь знает? Я считаю, что нужно набираться конкретного, а не теоретического опыта. Да, у вуза нет средств приобретать новейшую технику, но руководству стоит договориться с телеканалами о поддержке. Пусть к нам на «1+1» приходят. Я готов в этом вопросе помочь, чтобы студенты учились не факультативно, а фундаментально, в реальных условиях и приходили работать во всеоружии.

Станислав МОЙСЕЕВ, художественный руководитель Молодого театра:

— Сегодня режиссерская профессия практически исчезает. Не имеет социального статуса и уважения. Люди, имеющие более развитый интеллект, творческие и аналитические способности, идут в другие сферы. Там их труд ценят и платят нормальную зарплату. Прекрасно, что ныне руководство вуза иначе стало подходить к вопросу подготовки кадров. Есть инновационные подходы. Да, юбилей и 100- летие — прекрасно, но ведь завтра молодежь закончит учебу,— и что будет делать? Кинопроизводство в стране стоит. В театрах получают мизерную зарплату. Есть потребность в специалистах на ТВ, но и это не клондайк, и не многие смогут там работать. Я считаю: чтобы сохранить Вуз с большой буквы, которым сегодня является Университет им. Карпенко-Карого, нам всем стоит объединить усилия. Пусть депутаты принимают законы о меценатстве, спонсорстве, гастрольной деятельности, а мы, на своем месте, будем зажигать новые звезды.

Наталья СУМСКАЯ, актриса Театра им. И. Франко:

— Для меня Киевский театральный институт им. Карпенко- Карого — это прежде всего крепкий фундамент знаний, приобретенных в вузе. У нас была некая творческая лаборатория. Каждый день приносил новые загадки, ребусы, которые мы, студенты, пытались разгадать. Я поступила с первой попытки. Училась у Решетникова. Он был строг. Не могу сказать, что особо выделял меня из остальных студентов. Но я считаю, что строгость стимулирует, дисциплинирует и будит наше творчество. Когда я уже стала профессиональной актрисой, то Решетников приходил на премьеры. Радовался моим успехами. Я чувствовала, что он гордится мной.

Я с теплотой вспоминаю занятия и тренаж во внеурочное время с Виталием Малаховым. Он сочетает в себе качества блестящего педагога и режиссера. Наши «сходки» называли малаховщиной. Хоть я из актерской династии и фактически родилась за кулисами, но многого все равно не знала. В институтских стенах произошла моя встреча с прекрасным педагогом Александром Львовичем Циановским. Он так скрупулезно, ответственно, дотошно относился к каждому студенту! Кстати, он был одним из педагогов Анатолия Хостикоева (супруг Н. Сумской). Толя на три года был старше, учился в мастерской Молостовой, Быченко и Циановского... А какой классный мюзикл поставили их воспитанники. «Вестсайдскую историю» рвался посмотреть весь Киев. Да, прекрасное было время!

Я хочу пожелать любиому вузу, чтобы дух новаторства всегда оставался в его стенах, чтобы студентов никогда не причесывали под одну гребенку, под какой-то конкретный стиль.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ