В последние дни внимание украинской публики было несколько отвлечено от захватывающего театра политических действий и сосредоточилось (временно) на проблеме образовательной - на событиях, имевших место в Печерской приватной элитной средней школе Киева. Как стало широко известно, тут при изучении истории используют методы, которые журналистам и многим гражданам Украины показались несовместимыми с моралью. Речь идет о том, что преподаватель школы предложил своим ученикам-старшеклассникам «разыграть» избирательную компанию в германский Рейхстаг, в результате которой к власти пришел Адольф Гитлер. Предложение было с энтузиазмом принято, и учащиеся превратились в последователей и пиарщиков Гитлера - сочиняли лозунги, украшали плакаты свастиками, распространяли хвалебные листовки. И никто, за исключением одного-двух учеников, не отказался от участия в этой развеселой «избирательной кампании».
Педагогика имеет, конечно, много интересных методов обучения молодых людей. Но иногда возникают вопросы. Во-первых, почему преподаватель избрал для эксперимента именно Гитлера? Ведь можно было использовать тот же самый пиар, но привязанный к политическим реалиям, например, древнего Рима во время провозглашения Юлия Цезаря - когда-то республиканца - пожизненным диктатором. Неужели это была бы менее интересная параллель с современностью?
Но что нам Цезарь с его вероломством, что нам Гекуба! Ведь педагоги могли обратиться к современным политическим событиям в Украине, разыграть масштабный - школьный - вариант недавно отгремевшей избирательной кампании. Неужели это было бы менее интересно для молодых людей? Этого не случилось - следует полагать, что администрации школы не хватило смелости для того, чтобы сделать школьный фарс из украинских выборов. (Оно, впрочем, по-человечески понятно - значительная часть учеников школы - дети видных украинских политиков, начиная с двух дочерей Президента Ющенко).
Между тем, каждому интеллигентному человеку очевидно, что существуют общественные явления, исторические ситуации, которые не могут и не должны быть смешными даже студентам или ученикам - слишком много ужасных и безобразных ассоциаций за ними тянется! И если молодые люди участвуют в подобном фарсе и веселятся - значит, тут срабатывают какие- то выверты, что-то неправильное или даже опасное! Думаю, что если бы известный Петр Степанович Верховенский Достоевского («Бесы») организовал школу, он непременно использовал бы именно подобные методы в обучении юных приспешников - чем хуже, тем лучше!
Происшествие в печерской школе еще раз высветило одну важную общественную проблему, а именно: каким образом общество и его структуры, в частности Министерство образования Украины, должны реагировать на подобные ситуации не только в общедоступных, но и в приватных школах? Между тем, сегодня в стране функционирует множество «эксклюзивных спецшкол» - приходские школы различных христианских конфессий и многочисленных протестантских течений, иудейские школы, мусульманские школы и, в том числе, школы для элиты. И каждая из них фактически является «государством в государстве» за запертыми дверями. В таких школах программы, методика, содержание каждого курса или учебника остаются terra incognita для какой-либо инспекции. Таковой есть и печерская школа, о которой идет речь. О каком-либо серьезном согласовании с Министерством образования Украины говорить не приходится, тем более что все программы и учебники «зашифрованы» несколькими иностранными языками. Где Министерство образования может набрать полиглотов для работы с такими школами? И как далеко в специальных школах может зайти отчуждение от принятых в Украине образовательных стандартов, разработанных на украинском языке? Еще один вопрос (и не риторический) - каких украинских граждан воспитывают в приватных школах?
Пресса сообщает, что Министерство образования Украины организовало спецкомиссию по изучению методов преподавания в Печерской элитной школе. Но причем тут, собственно, методы? Ведь речь идет, очевидно, о содержании обучения, а не о методах: ищется ответ на вопрос, почему, собственно, для «интеллектуальных» развлечений учеников был выбран покойный Гитлер, а не, скажем, живые Тимошенко или Янукович?
Для нас это, в общем-то, новая ситуация. Как она решается в других странах? В какой степени и кем «опекаются» (от имени государства), например, общеобразовательные школы иезуитов во Франции? Создается внешнее впечатление, что никем. Но это, скорее всего, ошибочное представление.
Возникают вопросы и другого порядка. Со всех сторон слышим, что Печерская школа - это самая престижная и эффективная школа Украины. Но, как оказывается, в этой школе, по сообщению ее директора Стива Александра, один преподаватель - мистер Шинкенс - преподает учащимся десятых(!) классов три важных предмета: историю, географию, а также экономику. Конечно, бывают многосторонне образованные люди, но речь все-таки идет о педагогике, об обучении детей, об их образовании!
Как оказалось, именно этот преподаватель «воскресил выборы Гитлера» в Печерской школе города Киева! И тут снова возникает вопрос: в каком, собственно, из трех предметов, преподаваемых мистером Шинкенсом, был «задействован» фюрер, а киевские ученики превратились в его приспешников? Это превращение тем более опасно, что, насколько можно понять, школа претендует на то, чтобы готовить элиту, в том числе - политическую элиту Украины.
Думаем также, что в эпизоде «воскресения» фюрера и мистер Шинкенс, и собственно школа не учли того, что можно назвать относительностью времени для людей различных поколений. Время идет, свидетели гитлеризма уходят; и если оставить молодые поколения без настоящего серьезного знания современной истории, слово «Гитлер» может потерять для них свое ужасное и отвратительное значение; он может даже стать «героем» для подражания (что уже имеет место, например, в России, особенно среди юдофобов).
В заключение хотелось бы задать вопрос совсем не риторический: что это собственно такое - «самое престижное образование»? Входит ли в это широкое и притягательное понятие воспитание нравственное? Воспитание, которое, например, исключает смех там, где речь идет о чужой жизни и смерти, о миллионах невинных жертв, о периодическом безумии человечества, наконец!
КОММЕНТАРИИ
Мирослав ПОПОВИЧ, директор Института философии им. Г. Сковороди:
- Герцен в свое время с ужасом говорил, что во Франции все школы работают по одной программе и, побывав в них, в один и тот же день можно услышать одинаковые уроки по одинаковой программе. Мы давно к этому привыкли и считаем нормальным. Но система частных школ существует в мире уже долгое время. Например, в Англии или США государственная школа - это несчастье, а частная школа с ее разнообразием - это более-менее приличное образование. Если говорить о ситуации в Украине, то частные школы обязательно должны иметь лицензии и нормативы, в пределах которых должен осуществляться свободный выбор педагогов. От этого выбора и зависит, каким образом учителя будут пропагандировать среди учеников отношение к расизму, дискриминации и тому подобное. А вообще нет разницы, в какой школе учится ребенок - частной или государственной. Родители выбирают то учебное заведение, которое, по их мнению, имеет высокопрофессиональный педагогический коллектив, хорошего директора, благоприятную атмосферу для обучения детей. Это может быть как самая обыкновенная государственная школа, так и гимназия, лицей или другое учебное заведение. В целом работа частных школ не должна отличаться от государственных, кроме одного аспекта - получение лицензии на право учить детей.
Матрена БРУНЬКО, педагог-филолог, председатель Союза украинок:
- Я постоянно отслеживаю вопросы воспитания подрастающего поколения и то, что произошло в печерской школе, меня очень трогает, потому что априори в школе такого нельзя допускать. Это или вина учителя, или общая вина школы: какой бы статус Печерская школа не носила, какой бы формы собственности она ни была, а находится на территории Украины, поэтому учебный процесс должен отвечать законодательству нашего государства, основополагающим, моральным и духовным принципам. Наконец, как все частные предприятия, которые руководствуются законами Украины.
В СМИ, в интернете мы сталкиваемся с множеством информации о жестокости, все это читают и смотрят старшеклассники, это влияет на их сознание и подсознание. И если еще и в школе детям дают задание развить тему Гитлера - не учитывая с какой целью - у кого-то появится желание одеть символику, руководствоваться принципами, которые были присущи нацистам. Подростки недостаточно критичны и если учитель, который предложил им такую форму работы, для них является авторитетом, они без тени сомнения могут увлечься идеями, которые исповедовал Гитлер. Начать с биографии о нем, посмотреть в интернете, потом - больше. Радикализм может привлекать детей, потому что такое поведение дает возможность выделиться...
Этот случай является поводом к дискуссии о воспитании подрастающего поколения. Следует привлекать общественность, поскольку убеждена: чтобы такого больше не повторялось, следует донести эту информацию к обществу и узнать мнение людей - как они относятся к таким фактам.
Екатерина ОВЧАРЕК, психолог Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента:
- Пока что в Украине не так много частных школ, деятельность которых так или иначе координируется Министерством образования и науки. В этом плане говорить о преимуществах или недостатках частного или государственного сектора образования сложно. Другое дело, что частная школа на этапе создания и существования часто лоббирует свои интересы через связи с нужными людьми и структурами. А гарантии на качественные знания в ней должно давать государство, убеждая общество, что частные школы действуют по контролируемым министерством программам, совершенным и эффективным. По существу частная школа отличается от государственной тем, что, кроме основной учебной программы, она направлена на дополнительное изучение изобразительного искусства, иностранных языков или других наук. Но в любой школе многое зависит от качества преподавания учителей, принципов их отбора, использования новейших технологий. Поскольку сейчас мы формируем будущее общество, то все, что касается детей, должно быть ответственным делом, ведь любое слово или выражение влияет на сознание человека, воспринимаясь как руководство к действию.
В целом выбор учебного заведения для ребенка лежит на плечах родителей. Если есть выбор, то немало людей руководствуются принципом: пусть хуже, но другое. В психологии многих людей отложилось, что обучение в государственной школе мы уже проходили, а позитивных результатов не достигли, поэтому попробуем другое. Но никто не учитывает, что в государственной школе учебный процесс намного легче контролировать, в то время как в частной неизвестно, кто ее инвестирует, каким образом, какая идея заложена в образовательной программе? Такая ситуация возникает из-за того, что в Украине существует толерантное отношение к любым направлениям общественной работы, даже любая секта может работать под названием общественной организаций. Все это возникает из-за вседозволенности и свободы деятельности. Если ребенок учится в частной школе, родители должны узнать, в чьи руки они его отдают. Ныне же распространен стереотип: если я плачу деньги за образование, значит это того стоит. Но это только внешняя сторона медали. Не нужно обращать внимание только на рекламу учебного заведения, важное значение имеет цель, которую должно иметь любое обучение.
Пока что среди студентов популярной является форма игры-имитации всех процессов, которые происходят в стране - выборы, заседания парламента и тому подобное. Таким способом они имитируют введение полит-технологий и убеждаются, что любой может стать президентом при условии правильно разработанной пиар-программы. И никто становится всем за счет того, что имеет сильную команду, которая знает необходимые психологические и технологические меры, особенности пиар-кампании, чтобы достичь успеха. На дошкольном этапе важным аспектом является формирование общественных ценностей и добродетелей, но отнюдь не путем имитирования. Если не руководить этим процессом и прибегать к психологическим приемам, то впоследствии это скажется негативными последствиями.