Правительственный проект сначала был отклонен с резкой формулировкой: «парламент считает неприемлемым», хотя за это постановление проголосовало меньше депутатов (153), чем против (162) — для того, чтобы отклонить проект госбюджета, достаточно трети конституционного состава парламента. Но уже через полчаса выяснилось, что по регламенту законопроект во втором чтении не может быть отклонен как неприемлемый, и было решено вынести его на повторное второе чтение.
Выходя из зала заседания, первый вице-премьер Юрий Ехануров с видимым облегчением сказал «Дню»: «Бюджет есть, теперь дело за компромиссом. На повторном чтении мы развернем перед залом графики, диаграммы и, думаю, докажем свою правоту». В принципе, правительственный секретарь Виктор Лисицкий надеялся на то, что Кабмину удастся убедить парламентариев уже сегодня. Хотя он и подчеркивал, что предложенный вариант бюджета «жесткий» и что это качество вряд ли понравится многим структурам, людям, которые фактически жили за счет того, что имели возможность хоть немножко прикоснуться к бюджетным деньгам. По словам В. Лисицкого, многим не понравится и отмена льгот. Однако он считает, что «социальная направленность бюджета плюс ориентация на поддержку реального сектора экономики объединят депутатов в принятии положительного решения по бюджету».
Впрочем, именно этих плюсов депутаты практически не увидели. В проекте постановления, внесенном от имени Бюджетного комитета Александром Турчиновым, Евгением Жовтяком и другими депутатами, о бюджете говорится следующее: «не обеспечено финансирование расходов на погашение задолженности, возникшей в предыдущие годы, по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, денежному содержанию (военнослужащих. — Ред. ), стипендиям и другим социальным выплатам».
Зато замечено было другое. Одним из самых больших камней преткновения стало соотношение между центральным и региональными бюджетами. Правительство предложило более высокую, чем было раньше, степень централизации госденег в Киеве. (По словам спикера ВР Александра Ткаченко, правительство нарушило заложенное в бюджетной резолюции соотношение между центральными и местными бюджетами (59% и 41%), предусмотрев в бюджете 75% в пользу центра). Это вряд ли может понравиться тем, кто имеет сильные позиции в регионах (а значит — и возможность использовать местные бюджеты). С другой стороны, централизация бюджета таит в себе угрозу, что он может быть использован определенной «группой по интересам» в своих целях.
Однако руководитель фракции «Громада» (присоединившийся к образовавшемуся вчера парламентскому большинству) Виктор Омелич заявил «Дню», что имеющиеся разногласия (в бюджете. — Авт. ), можно разрешить. По его мнению, это региональные вопросы, в которых многое «перетянуто» в центр для перераспределения средств, тогда как следует оставить больше возможностей регионам. Это, считает депутат, будет «стимулировать их (руководителей регионов) личную роль в наполнении бюджета».
Заместитель председателя Бюджетного комитета Евгений Жовтяк в разговоре с корреспондентом «Дня» сделал предположение, что в зале Верховной Рады вряд ли найдутся депутаты, которые будут голосовать за этот бюджет, не соответствующий варианту, предоставленному на первое чтение, и не учитывающий выводы и предложения, принятые парламентом при первом чтении.
«Мы думаем», — сказал «Дню», характеризуя позицию «Возрождения регионов», Александр Кучеренко. Далеко не последний человек в парламенте депутат Александр Волков сказал «Дню», что бюджет сырой и принимать его нельзя. При этом он не преминул упрекнуть правительство за то, что одно из ведущих действующих лиц бюджетного процесса — Юлия Тимошенко «занялась газом», что, по мнению А. Волкова, гораздо легче, чем заниматься бюджетом. Он провел в кулуарах небольшое совещание, и сырой бюджет отправили на досушку.