Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сюита для актера с оркестром

18 февраля, 2000 - 00:00

Контрабас — инструмент большой, нескладный, грубый.
Играть на нем музыку с душой скрипача — сплошное унижение и мука. Случайный
зритель, ставший свидетелем пронзительной исповеди Владимира Пшеничного
на малой сцене ТЮЗа на Липках, посочувствует — бедный актер, вот как ему
достается в этом театре! И не удивительно — в моноспектакле всегда ставишь
знак равенства между актером и создаваемым образом. А зря. Зритель не случайный
знает, что В. Пшеничный в оркестре ТЮЗа — среди первых скрипок.

Бывают актеры еще с института «запрограммированные» на
звездность. Пшеничный не из таких. Каждая роль для него — ступенька, каждый
сезон на сцене ТЮЗа (а их прошло уже 15) — определенное преодоление, новый
шаг в понимании профессии.

Он сам называет себя простым рабочим театра, для которого
дисциплина и работоспособность — способ подманить долю, которая, как известно,
не любит ленивых. Владимир Пшеничный актер, в большей мере сделавший себя
сам в благоприятной атмосфере Театра юного зрителя. Здесь существует уникальная
система воспитания актера: возможность играть много ролей в детском репертуаре,
переходя из спектакля в спектакль, как из класса в класс, постепенно включаясь
в репертуар для взрослых. Пластичность, внешняя выразительность, мобильность
и острота живых внутренних реакций, яркая гротескность — эти качества творческой
индивидуальности Пшеничного сформировались именно в работах для детей.

Но актеру для самореализации необходима серьезная драматургия
с глубокими психологически правдивыми образами. «Взрослыми» ролями Владимир
Пшеничный также не обделен. Все они разные по характеру, качеству, стадии
развития, но наблюдать за каждой из них —захватывающе. Работа над ролью
у него не прекращается с окончанием репетиционного периода, поиск, импровизация,
эксперимент продолжаются и после премьеры, когда более, когда менее удачно,
но никогда не падая ниже определенного профессионального уровня.

Казалось бы, как можно «поместить» в себе Фигаро и Тригорина,
(«Чайка» Чехова), Бракка и Левборга («Гедда Габлер» Ибсена)? Сказать, что
«актер играет себя», на мой взгляд, сомнительный комплимент. Актер вынужден
пере воплощаться в персонаж, становиться другим. Романтически-экспрессивный
Левборг Владимиру ближе, чем «человек-счетчик» Бракк, но от этого асессор
не становится менее убедительным, этим искусителем трудно не соблазниться,
в его мещанском цинизме появляется терпкая привлекательность. Человек простой,
остроумный и приятный в общении, на сцене Владимир Пшеничный приобретает
особый шарм, сквозь каждый его образ просматривается обаяние человеческой
личности. В начале профессиональной деятельности у В. Пшеничного были два
«барьерных» спектакля, работая над которыми он действительно почувствовал
себя актером: «Волшебные черевички» Балабана и «Лис Никита» Фурманчука.
Детские спектакли Виктора Гирича стали хорошей школой, «Фигаро» принес
известность. Еще один барьер — барьер актерской и личностной зрелости —
это созданные в содружестве с режиссером Евгением Курманом моноспектакли
«Тамбовская казначейша» по Лермонтову и «Контрабас» по Зюскинду — новый
путь, новая степень профессионального развития. «Контрабас» — о людях,
которые занимаются не своим — не любимым — делом. Не о себе. «Я счастлив,
что я актер. Не знаю, чем бы другим я мог заниматься».

Наталья ИВАНИШЕНА 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ