На этот раз «День» снова побил рекорды предыдущих лет: в двух выставочных залах было представлено две сотни лучших конкурсных фотографий, а всего на конкурс поступило 1250 работ (против 800 в 2005 году) от 173 участников из всех регионов Украины. Также увеличилось число желающих отметить фотографии, то есть, возросло количество специальных призов от почетных гостей выставки.
В голосовании за самую лучшую работу участвовали 2320 посетителей фотовыставки. Голоса разделились между четырнадцатью работами. Больше всего голосов на этот раза набрала, а следовательно, и стала победительницей конкурса зрительских симпатий, работа «Две правды» Бориса КОРПУСЕНКО. Напомним, что эта же работа получила главный приз VIII Международной фотовыставки «День-2006».
Сегодня ежедневно проводятся разнообразные выставки, это не новость. Преимущественно — это мероприятия коммерческие, кто-то что-то продает, кто-то покупает, подписывают контракты. А здесь? Опасаясь проявить собственную бездуховность, обратился с просьбой поделиться впечатлениями к посетителям. В первую очередь интересовало мнение фотографа. Кто же как ни он видит здесь малейшие детали и может все объяснить.
Как оказалось, за каждой представленной фотографией стоит не просто дорогая камера и выгодная ситуация. Это человеческая жизнь, человеческие судьбы, чувства и душа фотографа. Если наши люди научились видеть радость или боль, восхищение или гнев тех, кто рядом, если они могут показать это посредством фотографии другим, то, вероятно, в этом и заключается смысл фотоконкурса и, в частности, достижение его организаторов. Когда, возвращаясь с выставки, идешь по улице, а перед глазами образы с фотографий, то, значит, они работают и все это не зря. Если работы вызывают у людей такие сильные эмоции, думаю, это и есть наивысшая награда для их авторов. Остается только поблагодарить их и пожелать дальнейших успехов.
Николай ХРИЕНКО , обозреватель газеты «Українська столиця», фотограф, участник фотовыставки:
— «День» — это единственная газета, единственная серьезная организация в Украине, которая занимается развитием украинской фотографии, украинского фотоискусства. Это самое главное. Здесь уже восемь лет пробуют себя, учатся и реализуют свои возможности все, кто любит фотографию. Независимо от того, какой у человека статус — любитель это или профессиональный фотограф. Современная фототехника дает возможность снимать каждому. Если при этом добавляется соответствующий человеческий фактор — глаза и душа фотографа, то в итоге получаем прекрасные результаты. Посмотрите, на выставке нет ни одной неправдивой фотографии. Даже фотография этого мальчика с сигаретой, Гнат, кажется, его зовут, не несет негатива. Это чувственно переданный образ беспризорных детей. Вся выставка, несмотря на такие сложные, драматические моменты, направляет к свету. И это главное.
Жизнь в Украине разноплановая. Конечно, нам, простым людям, живущим на трудовые копейки, зарабатывающим на жизнь собственным трудом, физическим или умственным, нам хотелось бы, чтобы эта жизнь стала лучше. Те, на кого с неба свалилось, кто украл у народа, у бывшего государства, они по- другому, видимо, мыслят. Как бы там ни было, но эта выставка отражает преимущественно честных и порядочных людей, которые должны и смогут жить лучше. Я в это верю. Конечно, грустно смотреть на беспризорных детей, но это нужно увидеть, чтобы осознать проблему. Надеюсь, что общество сможет решить такие проблемы, в частности, те же депутаты обязаны принимать нужные законы.
Вот смотришь фотографию на выставке и кажется, что она — абсолютно самодостаточна, да? Все видно, все понятно, и не нужно ничего говорить, объяснять. Какова роль, на ваш взгляд, фотографии в газете? Как она влияет, может ли побуждать людей к размышлениям, выводам и уже действиям? Ну чтобы не просто посмотрел — и все, а хотелось каких-то изменений, совершить их самому.
Фотография в газете, если брать этот ракурс, конечно, теряет много в цвете и в чисто техническом качестве. Но ничего страшного. Если сильная фотография, такая, как Бориса Корпусенко «Две правды», то она все равно передает основное. Плохая фотография, в смысле художественно-документальном, ты ее как ни печатай, в каком размере, каким бы ни был хорошим объектив, но если она неудачная и не отражает сути, нет ни тепла, ни добра, то она ни в газете никакой погоды не сделает, ни на фотовыставке. Газетная фотография — это жанр, можно сказать, отдельный. Если фотография идет в газету, она оперативна и делается очень быстро, срочно ставится в номер с места событий. Она необходима. Газета без фотографий — это слепая газета, как дом без окон. Эти глаза — фотоснимки. Влияет ли фотография на размышления и выводы? Бесспорно. Потому что это как будто видеть и не думать. Побуждает и к размышлениям и к выводам, а относительно действий, это уже зависит от активности и позиций человека.
Через неделю-другую начинаю второй этап своего исследования «Українці за Уралом». Он приходится как раз на четыре холодных месяца, когда там метели и все такое, динамика. Если будут, а ни один фотограф не может загадать заранее, удачные фотоработы, то обязательно предложу их на выставку следующего года. Сегодня негде показать фотографию в таком живом виде, не печатную, а в таком формате, при таких условиях, такому количеству зрителей.
Каждый достойный снимок дается нелегко. Ему предшествует длительная работа. Это и освоение своего фотоаппарата, и умственная работа. Нужно выработать своеобразное внутреннее чувство. Необходимо в нужное время оказаться в нужном месте. Вот случай, когда человек снял на обычный мобильный телефон падение самолета. И это уже весомый документ. А еще следует быть всегда готовым. Потому что даже если фотоаппарат у тебя в рюкзаке, так пока ты его достанешь оттуда, ситуация может сто раз измениться. Ну и самое важное — нужно иметь желание и любовь.
На выставке представлено 200 фотоснимков. Они охватывают разные сферы жизни, включая наркоманию, беспризорных, собак, попавших в приют, и богатых людей в парламенте и так далее. Стремиться к расширению — это нормальное явление. Чтобы шире, глубже. Из предложенных на конкурс 1720, кажется, фотографий, отобраны 200. Пытались, я думаю, сохранить разноплановость. Да нет, сама жизнь, скорее определяет. Если даже 48 миллионов наших украинцев будут любить фотографию и им с пеленок дадут кеноны и никоны, они не смогут отразить всех моментов жизни. Потому что жизнь очень глубока. Более глубокого и разнопланового, чем жизнь, нет ничего. Но стремиться показать новое, конечно, нужно. Я бы хотел расширить тематику своих работ. Но сейчас я сосредоточен над циклом «Українці за Уралом», и не просто фотографирую, а исследую, много читаю. Плюс к этому — техническая подготовка к работе в тех условиях. Без такой концентрации, думаю, нельзя достичь значительных результатов в любой работе.
Юрий ШАПОВАЛ , профессор, доктор исторических наук:
— Выставка отражает время, мне кажется, что многовато политики, которая, кстати, снята очень профессионально. Но с другой стороны политика представлена не стандартно. Это не тривиальные фото. «День» умеет выбирать ракурс, смотреть на события так, как никто другой. Я хотел бы больше видеть разноплановых фотографий. Политики — это интересные люди. Особенно в нестандартных ситуациях. Но говорят, что политика — это искусство возможного. Я думаю, что фотография — это, в значительной степени, искусство невозможного. Поэтому я хотел бы это невозможное увидеть и на следующих выставках. Для меня очень важен тот фактор, что эти выставки происходят. Это уже традиция, которую не девальвирует время. Она — уникальна. Как для историка, для меня это очень важно. Но то, что делает газета «День», — это часть летописи, написание истории современной эпохи. Конечно, с каждым годом выставка меняется, и только в пользу профессионализма.
Мне лично очень понравилось фото Бориса Корпусенко «Две правды», получившее гран-при. Оно уникально. Когда Борис рассказывал мне, как он делает свои фото, я задал ему абсолютно идиотский вопрос, какие работы ему, как профессионалу, нравятся. Борис назвал несколько фото. Для меня это очень хорошая характеристика. Если люди умеют видеть и ценить не только свои работы, то это доказывает, что члены жюри газеты «День» способны оценить не только сами себя, но и других людей, разные грани мира. Очень важно, чтобы все были в равных условиях.