Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тамара ГУЗЕНКОВА: «Политика Украины по отношению к России находится в тумане»

15 августа, 2006 - 20:02

Вчера премьер-министр Украины Виктор Янукович отправился в первую, после вступления на эту должность, международную поездку, чтобы принять участие в неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который состоится с 15 по 17 августа в российском черноморском городе-курорте Сочи. Ожидается, что в Сочи украинский премьер встретится с президентом России Владимиром Путиным и проведет переговоры со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым. Накануне В. Янукович заявил, что он намерен вместе с российскими коллегами найти «оптимальные пути решения вопросов, возникших за прошедшие полтора года».

Каким может быть результат первой встречи с российским руководством нового старого украинского премьера, который был знаком с В. Путиным еще во время премьерства в 2002 — 2004 годах? Можно ли ожидать, что возвращение Януковича на эту должность автоматически повлечет за собой улучшение украинско-российских отношений? Какую политику от Украины ожидает Россия и как в Кремле относятся к ЕврАзЭСу? Об этом в интервью «Дню» рассказывает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Тамара ГУЗЕНКОВА. Следует отметить, что многие рекомендации такой информационно-аналитической структуры, как РИСИ, учитываются «путинской» администрацией.

— В Украине сформировано правительство, которое некоторые эксперты называют пророссийским. Следует ли теперь ожидать улучшения украинско-российских отношений?

— Дело в том, что в настоящее время нет определенной ясности по этому вопросу. Если политика прежнего правительства Украины была более менее ясна и понятна, то этого нельзя сказать о новом правительстве. Какие приоритеты изберет оно, какая политика будет сформирована по отношению к России — это пока еще крайне неопределенно и находится в тумане. Это во многом связано не с тем, что Виктор Янукович в качестве нового премьер-министра не знает или не понимает, как ему выстраивать политику по отношению к России, а с реалиями, существующими в настоящее время в украинской политической жизни. Блоки Виктора Ющенко и Виктора Януковича сейчас ведут очень опасную и маргинальную игру по отношению друг к другу для того, чтобы не спугнуть компромисс, который найден в последнее время между ними, и в то же время не отступить от основополагающих, фундаментальных приоритетов и направлений, которые эти силы отстаивали в течение последних лет. Надо сказать, что и те и другие отступили от своих первоначальных постулатов и чем-то пожертвовали. Совершенно определенно, что по отношению к России Виктору Януковичу придется искать определенный алгоритм поведения, крайне осторожно формулировать свои пожелания. Это обусловлено тем, что тот В. Янукович, который был в 2004 году, и тот, который появился в качестве премьер-министра сейчас, разные люди и разные политики. Пройден очень тяжелый путь политической борьбы. И Партии регионов, и ему пришлось пойти на определенные уступки и компромиссы. И вот в какой степени В. Янукович готов будет идти на дальнейшие компромиссы или отстаивать положения, на которых он победно пришел в кресло премьер- министра — от этого и зависит, как будут складываться украинско- российские отношения. То, что они не будут простыми, то, что его победа в этом раунде политической борьбы не будет залогом того, что Россия будет идти на уступки — это достаточно очевидно.

— Некоторые российские эксперты уже успели заявить, что Янукович будет консолидирующим фигурой в Украине. Кое-кто из них даже считает, что он будет техническим премьером, поскольку ему не подчиняются силовые министры. Разделяете ли вы это мнение?

— Консолидация, с каким бы именем она в Украине не персонализировалась, это очень сложный и тяжелый вопрос, потому что раздрай — региональный и межпартийный — сейчас настолько значителен, что определяет конфигурацию политической и социальной жизни в Украине, а консолидирующий диалог только в начале выработки.

А то, что Янукович стал премьером, не является автоматической гарантией того, что Правый и Левый берег Днепра объединятся по определению. Здесь нужны очень серьезные усилия основных политических игроков и серьезные социальные программы. Украинский «оранжевый» запад, хотя и мал в географическом отношении, но в политическом — это достаточно влиятельные силы, и поэтому нужны очень серьезные усилия для того, чтобы примирить одну часть Украины с другой.

Едва ли Янукович согласится на роль технического премьера. Партия регионов пошла на очень значительные уступки, заняв вершину власти. И не исключено, что в ближайшее время могут быть какие-то изменения, включая кадровые, которые позволят говорить о том, что эта политическая сила, безусловно, будет претендовать на большие рычаги управления и большие полномочия.

— Многие обозреватели говорят, что США и Россия пытались повлиять на исход борьбы за премьерское кресло в свою пользу. Было ли такое влияние со стороны Москвы, чтобы спикером был избран Мороз и Янукович пришел к власти?

— Нельзя полностью отказываться от предположений, что США и Россия имеют определенные стратегические интересы в этом регионе. Но, с моей точки зрения, в последних политических событиях, связанных с разрешением конфликта между «оранжевыми» и «бело-голубыми», большую роль оказывали евроатлантические силы, чем российские. И приход Партии регионов к власти — это в гораздо большей степени реализация внутриполитического потенциала и внутриполитических проблем, существовавших в Украине в этот период.

— Можно ли ожидать прорыва в отношениях между нашими странами на встрече Януковича с Путиным и Фрадковым в Сочи? Какие сигналы могут прозвучать в адрес Киева со стороны Кремля и что хотели бы услышать российские лидеры от Януковича?

— Что касается политической составляющей этого визита, то переговоры не будут легкими. Думаю, что премьерство Януковича не дает ему однозначно выигрышной позиции в украинско-российских переговорах. Ни в Украине, ни в России даже не должны настраиваться на быстрые и прорывные взаимовыгодные решения с той или иной стороны. Если такое случится, то это, конечно, будет большая и редкая удача. Мне кажется, что украинскому премьеру нужно готовиться на очень сложную, кропотливую компромиссно- договорную работу на российском поле. Навряд ли приходится рассчитывать на то, что Россия мгновенно пойдет на уступки отоносительно газа и энергетической проблемы. Вместе с тем, общий фон будет скорее доброжелательным, нежели негативным.

— Может ли Россия согласиться на то, чтобы в обмен на инвестиции в добычу газа на российских месторождениях Украина смогла покупать дешевый газ?

— Думаю, что это будет предметом переговоров. Но, с другой стороны, мне кажется очевидным то, что и Украина должна идти на определенные уступки и компромиссы, связанные с контролем за газотранспортной системой Украины. Я знаю, что для Украины это очень болезненный и тяжелый вопрос. Однако игры в одни ворота быть не может. Досягаемость и доступность ресурсов для Украины и контролируемость газотранспортной системы для России — это то поле, на котором, думаю, и будут идти переговоры.

— Но Янукович четко заявил, что украинская газотранспортная сеть не подлежит продаже...

— Можно найти взаимовыгодные компромиссы и придти к какому-то определенному соглашению. Не обязательно речь должна идти о продаже. Есть различные способы контроля, совместной эксплуатации или совместной транспортировки газовых потоков. Поэтому варианты могут быть разными. И совершенно не обязательно речь должна идти только о продаже.

— Визит Януковича в Сочи происходит на фоне неформального саммита ЕврАзЭСа. Есть ли какие-то перспективы у этого сообщества?

— С моей точки зрения, все эти евразийские проекты, в которые пытаются подключить или как-то привлечь Украину, всегда являются самыми неподъемными и самыми неосуществимыми. Россия просто, как черт от ладана, шарахается от всего, имеющего окраску евразийского. Я не знаю, хорошо это или плохо для Украины. Скорее всего, плохо. Но то, что касается Единого экономического пространства, пока участие Украины в этом проекте — тайна, покрытая мраком. Тот факт, что здесь ни на шаг нет никаких изменений, никакого движения, свидетельствует о том, что пока это еще тупиковая, не разрабатываемая ветвь российско-украинских отношений.

— Будет ли тень НАТО постоянно довлеть над российско-украинскими отношениями?

— Гиперактивность Украины относительно вступления в НАТО, безусловно, будет серьезным раздражающим фактором для российско-украинских отношений. Мне кажется, что части политической элиты, ответственной за принятие серьезных судьбоносных политических решений для Украины, неплохо было бы все-таки подумать, стоит ли в данный момент постоянно раздражать Россию желанием ускорить вступление или все-таки как-то затормозить этот процесс, чтобы не осложнять российско- украинских отношений. Думаю, было бы очень самонадеянно со стороны Украины надеяться, что Россия будет приручена и в конце концов смирится с тем, что Украина в ближайшее время станет членом НАТО. Практика показывает, что это достаточно серьезный рубеж, серьезный пробный камень, который может постоянно осложнять и осложнять российско-украинские отношения.

— Но, кажется, Янукович сбавляет темпы вступления в НАТО... Он не педалирует переход к Плану действий по обретению членства в НАТО... Может ли это послужить хорошим сигналом для России?

— Может быть, и этот вопрос также будет предметом переговоров и обсуждения во время встречи в Сочи. Все-таки компромисс имеет свои границы. Если Партия регионов фактически победила в парламентских выборах, выступая категорически против вступления Украины в НАТО, то в том или ином виде эта политика должна хоть как-то реализовываться в реальных действиях. Но каким образом это сделают, как это будет в конце концов интерпретироваться? Это то, что мы в ближайшем будущем сможем увидеть.

— Можно ли надеяться, что наконец-то заработает комиссия Ющенко — Путин, созданная в прошлом году?

— С моей точки зрения, это было бы самое легкое, самое простое мероприятие, которое можно было привести в действие уже в самое ближайшее время. Потому что эта комиссия не функционировала, и этот проект находится в замороженном виде. Но реанимировать его, мне кажется, это со стороны украинского премьера было бы и правильно, и наименее трудно из той обоймы вопросов, с которыми он, вероятно, приедет в Москву.

— Но ведь Украина неоднократно заявляла о готовности начать работу комиссии. Не было желания со стороны России?

— Наверное, здесь необходимо освежить повестку дня, изменить какие-то определенные акценты. И при совместном желании решить те или иные проблемы. Я думаю, что в каких-то определенных направлениях, может быть, не по всему фронту, но эта комиссия вполне могла бы эффективно существовать и работать. Это могут быть проблемы экономического сотрудничества, в частности,— энергетического. Также можно поднять ряд гуманитарных проблем, существующих между Украиной и Россией, которые есть возможность разрешить в рамках комиссии. И по мере нахождения общего языка по наименее спорным вопросам можно было бы по восходящей стремиться к все более серьезным и фундаментальным проблемам.

— Видите ли вы то, что наши отношения будут развиваться по восходящей?

— За последние годы мы наблюдаем, что российско-украинские отношения существенно ухудшились. Причем по многим важным направлениям. К этому выводу приходит подавляющее большинство экспертов как с украинской, так и с российской стороны. Поэтому для того, чтобы если не существенно улучшить, то, по крайней мере, затормозить эти тенденции, повернуть их хоть как-то вспять, также необходима сейчас очень серьезная и кропотливая работа. Для этого появились более или менее благоприятные условия. Если они будут обеими сторонами использованы в полной мере, думаю, что в течение ближайшего года ситуация в сфере российско-украинских отношений в общем могла бы улучшиться.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ