За годы независимости Украины государство и бизнес привыкли «ездить» по правилам организации рынка, как танки. В приличных странах с относительно «чистым» рынком на танках не ездят. У наших политиков есть выбор: создать четкие, понятные «правила игры», приемлемые как для бизнеса, так и для государства, либо продолжать эксперименты по созданию «оригинального» анклава полурыночных отношений в центре Европы. Пока, к сожалению, приходится констатировать, что «санация» нашей экономики от решений наших же политиков происходит извне. Сначала этим занимались стратегические партнеры Украины, потом — международные финансовые организации, теперь — Межправительственная группа по противодействию отмыванию грязных денег (FATF).
Экспертам FATF этого не понять. Жители цивилизованных стран Запада вообще воспринимают плохо наш юмор. Вот, к примеру, имел я как-то несчастье поставить знакомому англичанину (весьма эрудированному человеку с высшим юридическим образованием) видеозапись монолога Романа Карцева «Гражданин и государство». После слов: «Государство грабит народ, народ, в свою очередь, ворует у государства...» — гость из туманного Альбиона серьезно задумался. Пришлось от дальнейшего просмотра Карцева отказаться и полчаса объяснять, почему у нас в стране о подобных вещах говорят весело и открыто. Наверное, чтобы не плакать каждый день...
САНКЦИИ ПО УМОЛЧАНИЮ
На этой неделе выяснилось, что, кроме Соединенных Штатов, в декабре прошлого года (сразу после того как FATF рекомендовала применить к «несотрудничающей» в борьбе с отмыванием Украине контрмеры) финансовые санкции в отношении нашей страны ввели Канада и Великобритания. В отличие от общественности и деловых кругов, для министра иностранных дел Анатолия Зленко это «сюрпризом не оказалось». Следуя официальному сообщению пресс-службы МИДа, ведомство господина Зленко «сразу после соответствующих решений FATF прилагало усилия для минимизации негативных последствий их применения». В чем эти усилия собственно состояли в сообщении не уточняется. Зато говорится о том, что министр «относится к ситуации не легкомысленно». «Он в ближайшее время планирует провести серию телефонных бесед со своими иностранными коллегами» с целью «информировать о выполнении Украиной рекомендаций и требований FATF и заручиться их поддержкой позиции в пользу отмены мер по отношению к Украине...»
МИД, как мы помним, еще в декабре начал «изучать ситуацию» и, видимо, настолько увлекся, что у него просто не было времени поставить в известность общественность о результатах «изученного». Для финансового планирования и организации внешней коммерческой деятельности между тем своевременная информация по этому поводу была бы на вес золота. Тем более, что методы «санкционирования» Украины, как оказалось, весьма серьезны.
Великобритания, Германия, Канада и США, по информации посольств этих стран в Украине, весь денежный оборот с участием нашей страны подозревают в отмывании. Английское казначейство в этой связи рекомендовало всем субъектам своей национальной экономики соблюдать меры предосторожности при вступлении в деловые отношения с физическими и юридическими лицами из Украины (пересмотреть процедуру открытия банковских счетов; считать целесообразным проведение дополнительных проверок идентичности украинских предприятий и т. д.). А также информировать Национальную Криминальную Разведывательную службу (NCIS) обо всех финансовых операциях с участием Украины (за исключением тех случаев, когда предоставлены убедительные доказательства законности той или иной сделки). Аналогичные меры, по словам народного депутата Сергея Терехина, предприняли еще шесть стран-членов FATF.
ЛУЧШЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА ХУДШЕЕ
Мнения аналитиков по поводу введения санкций против Украины и их возможных последствий неоднозначны. Во многом — вследствие информационного вакуума, который, сейчас уже абсолютно очевидно, имеет место быть.
Прежде всего, 12—14 февраля этого года в Париже состоится очередное заседание FATF, на котором, среди прочего, будет рассматриваться вопрос по Украине. Как уже сообщалось, делегация нашей страны представит во Франции ряд законодательных наработок, выполняющих требования FATF в очень полном объеме. Позитивное решение украинской проблемы, по идее, будет означать автоматическую отмену финансовых контрмер. Источники в МИДе говорят, что перед «парижским паломничеством» украинский вопрос будет обсуждаться в рамках экономического форума в Давосе (24—26 января там будет премьер Виктор Янукович). А также подтверждают, что «разведку боем» продолжит первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров в ходе официального визита (с 27 января по 3 февраля) в Соединенные Штаты. Очень хотелось бы, чтобы об итогах этих поездок, какими бы они ни были, власти сообщили честно и прямо. В противном случае — вердикт FATF в феврале (если он будет иметь характер окончательного приговора) сильно усложнит жизнь, как минимум, отечественным экспортерам и импортерам своей неожиданностью.
Впрочем, бизнесу лучше всего рассчитывать на худшее уже сейчас. Нельзя закрывать глаза на политическую подоплеку происходящего. Кризис доверия в отношениях Украины с Соединенными Штатами вполне может предопределить решение FATF по Украине. Косвенно это подтверждается тем, что о применении финансовых санкций к нашей стране заявили именно те государства, позиции которых, по некоторым данным, оказались решающими на заседании FATF в декабре. Хотя, справедливости ради, за то, что Украина была удостоена оказаться вторым государством в мире (первым годом раньше стала островная республика Науру), к которому FATF рекомендовала применить контрмеры, пенять нашим политикам не на кого, кроме самих себя. Исполнительный секретарь FATF Патрик Муле в интервью Би-Би-Си сказал, что «организация не руководствуется политическими соображениями при утверждении своих решений. Решения, собственно, утверждаются на основании выводов экспертов, которые очень далеки от политики. Они руководствуются исключительно техническими, юридическими критериями. К тому же украинская сторона никогда не заявляла, что наши выводы ошибочны».
К слову, председатель Государственного департамента по финансовому мониторингу Алексей Бережной был уволен с занимаемой должности именно потому, что не смог убедить FATF в обратном. Кто поедет во главе украинской делегации в Париж на этот раз — пока неизвестно. «Финансовую разведку», напомним, временно возглавляет Валерий Диесперов.
Экономическая сторона «санкционирования» более запутана, хотя формы контрмер определены весьма конкретно. И ничего хорошего, кроме удорожания финансовых услуг на западных рынках, снижения инвестиционной привлекательности украинского, новых экспортно-импортных и других проблем нашей стране они не сулят. Нельзя не отметить также, что в действительности ситуация может оказаться гораздо более плачевной, чем ее хотят показать украинские чиновники. Ведь отказаться от корреспондентских трансакций с участием Украины европейским и американским банкирам будет явно проще, чем влезать в правовую волокиту с «финансовыми разведками» своих стран, или подвергать свою репутацию сомнению, а «карман» — штрафам.
Об этом можно было бы говорить на все сто, если бы экономика нашей страны была, как в Науру, «виртуальная». Однако правы и те, кто считает, что опыта применения санкций к таким государствам, как Украина, у членов FATF попросту нет. Да и стран таких немного. Это подтверждает и информация НБУ о том, что масштабного закрытия корреспондентских счетов банков нашей страны в западных не наблюдается. Сами банкиры указывают пока только на первые симптомы санкций (локальном удорожании стоимости финансовых услуг). Заметим, в этой связи, что представители ЕБРР, Deutsche Bank, Morgan Chase Bank и других авторитетных банков заявили, что в данный момент не видят необходимости принимать к Украине дополнительные контрмеры.
В целом, очень похоже, что, как минимум, до февраля санкции по отношению к нашему государству будут носить номинальный, но политически неприятный характер.
ДОБРОЕ ЗЛО
«День» не раз писал о том, что требования FATF в канун февральского заседания межправительственной группы на законодательном уровне Украина удовлетворила с лихвой. Не станем вновь утомлять читателя нагромождением изменений к Уголовному, Уголовно-процессуальному кодексу, а также законам «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем» и «О банках и банковской деятельности»...
История с введением против Украины санкций, впервые со времени обретения независимости, заставила государство пожинать урожай проблем, которые, собственно, им же и были выращены. Законодательные новации борьбы с отмыванием в нашей стране были изначально обречены на долгое и мучительное рождение. Ведь не секрет, что грязные деньги (в понимании FATF — украденные из бюджета, полученные от нелегальной проституции, торговли людьми, оружием и т. д.) в Украине не отмываются. И, вместе с тем, страна, в которой половина бизнеса не платит налоги, а чиновники всех уровней получают гроши и берут взятки; в которой на политическом влиянии делают деньги и за эти деньги обретают политическое влияние, государство, экономика которого просто «замешана» на финансах сомнительного происхождения, в действительности, должно благодарить FATF. Хотя бы за то, что ее рекомендации стали тем «чужим уставом», который даже самые сильные мира сего не оказались готовыми воспринять в «нашем монастыре». Как это ни цинично звучит, но из-за рубежа опять попросили Украину «почистить зубы». На этот раз проблема посерьезнее, чем возврат НДС. Кстати, есть убеждение, что это пойдет нашей стране не только во вред. Например, отмывать деньги в странах Запада нашим политикам будет, однозначно, сложнее. Можно будет также разобраться с проблемами коррупции в сфере внешней торговли... В общем, есть ничтожная вероятность того, что политики наконец-то осознают, что жить по «нашему уставу» в современном мире ой как непросто. И тогда, «причастившись без исповеди», с глубоким раскаянием, Украина, даст Бог, заживет по-другому.
Кадровая и бюджетная зависимость Государственного департамента по финансовому мониторингу от руководства Минфина не будет поводом прикрывать сомнительные операции, исходя из «генеральной линии». Чиновники не станут использовать как рычаг давления и торговать информацией, полученной в процессе финансового мониторинга. Неясностям с заморскими кредитами и бюджетными гривнями, взяточничеству на высшем и других уровнях не будет места. Выводы из дискуссии, включать или нет деньги, уклоняемые от налогообложения, в перечень источников для финансирования терроризма, будут правильными. То есть — законом будет установлено различие махинации и ухода от налогообложения, а в стране, наконец, начнется разумная налоговая реформа.
Предприятия не будут опасаться, что законами против грязных денег не установлено, как отличить деньги от продажи кокаина и от незаконно проданных семечек. Статьи 207 и 212 УК (уклонение от уплаты налогов) не станут поводом пересадить половину предпринимателей за торговлю оружием в обход норм ООН. Банки не будут страдать от претензий и проверок «финансовой разведки». Граждане с минимальной зарплатой смогут спокойно покупать машины и квартиры, не опасаясь, что кому-то придет в голову рассматривать сомнительность таких операций...
Словом, вопреки Роману Карцеву, государство и народ наконец-то поймут, что друг без друга им нельзя, начнут строить партнерские отношения, как это бывает в цивилизованных странах. Иначе может статься так, что в будущем политика Украины окончательно поссорится с экономикой.