С одной стороны, уже подготовлены депутатские запросы,
в частности председателя парламентского Комитета по вопросам свободы слова
и информации Ивана Чижа и народного депутата Виталия Шевченко, в которых
указывается, что отдельные положения указа противоречат многим статьям
как Конституции, так и действующих законов. Прежде всего, относительно
паритетности прав гаранта Конституции и парламента в решении вопросов,
связанных с управлением национальным информационным пространством.
При этом парламентарии выражают удивление скороспелостью
этого указа, вышедшего буквально перед тем, как в ВР должны были начаться
слушания по поводу подготовленных парламентом Концепции разгосударствления
СМИ, законопроекта «Об информационном суверенитете и информационной безопасности
Украины», правительственного(!) законопроекта об информационной деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления. «Поява
цього президентського указу на довершення послідовних утисків, ганебних
судових розправ над ЗМІ, підкилимних битв за телеефір зайвий раз переконує
в тому, як швидко суспільство з одержавленими ЗМІ (а хто розпоряджається
ними від імені держави?) може скотитися до авторитаризму» (цитата из депутатского
запроса В.Шевченко).
С другой стороны, источник в Министерстве информации, заслуживающий
доверия, сообщил корреспонденту «Дня», что в этом ведомстве также со дня
на день ожидают... отзыва постановления Кабмина о создании «Укртелерадио»
или, по крайней мере, существенных изменений в нем (не сомневаясь в правовой
безукоризненности указа Президента). По убеждению этого источника, близкого
к руководству министерства, постановление Кабмина кем-то готовилось и пробивалось
на скорую руку и содержит большое число правовых казусов и нарушений. В
частности, что касается ликвидации целого ряда предприятий (Национальных
телерадиокомпаний, областных и региональных телерадиокомпаний, студии «Укртелефильм»,
концерна РРТ и т.д.), имущество которых передается постановлением Кабмина
в уставный фонд «Укртелерадио». Но в указе Президента на самом деле шла
речь лишь о создании государственных АО на базе подобных предприятий, акции
которых и передаются Укртелерадио. Точно так же, как ликвидировать, к примеру,
НТКУ и НРКУ могут лишь те, кто их создал — а это ВР и Президент, но отнюдь
не Кабмин. Не уточняет постановление Кабмина и роли существующего нынче
Гостелерадио Украины, и проблемы государственного заказа (его функции постановление
возлагает на «Укртелерадио», что означает слияние в одном лице и заказчика,
и исполнителя). Не решен и один из основных вопросов: каким образом государственная
акционерная компания с 100% принадлежностью акций государству может создаваться
в виде открытого акционерного общества, предполагающего возможность передачи
акций, и т.д., и т.п..
После экспертных оценок постановления, по сути, не вызывает
сомнений в абсолютной легитимности лишь назначение главой правления Николая
Княжицкого. По утверждению того же источника из Министерства информации,
изначально была нарушена существующая практика подготовки подобных постановлений
во исполнение указа Президента путем раздачи поручений министерствам и
ведомствам. Министерство информации подобного поручения не получало и непричастно
к вышедшему из недр Кабмина постановлению.
А это значит, что вокруг создания ГАК «Укртелерадио» еще
ожидается осада не только со стороны законодательной, но и исполнительной
власти. Судя по всему, наскоком одной из влиятельных групп в правительстве
решить вопрос о контроле над Национальными теле- и радиоэфиром не удалось.
P.S. Когда готовился этот материал, стало известно,
что хотя Н.Княжицкий правительственным постановлением уже назначен и. о.
президента Национальной телекомпании Украины, указа Президента об освобождении
от этой должности Виктора Лешика пока нет.
Одновременно редакция не получила подтверждений в юридических
управлениях Кабмина и администрации Президента о готовящихся отзывах постановления
Кабмина. Связаться с Н.Княжицким нам пока не удалось.