В конце этой недели заканчивается установленный правительством срок подачи предприятиями заявок на возмещение налога на добавленную стоимость с помощью так называемых НДС-облигаций. Эмиссия этих ценных бумаг — одна из главных мер правительства, направленных на стабилизацию и даже развитие финансового сектора. А ее весомость для страны можно сравнить лишь со значением переговоров с Международным валютным фондом. По замыслу авторов идеи НДС-облигаций, эта мера должна помочь государству ликвидировать образовавшийся долг отечественной бизнес-среде, улучшить предпринимательский и инвестиционный климат в стране. Предприятия получают шанс нарастить вымытые платежами по НДС оборотные средства, сохранить рынки сбыта и рабочие места. Банки и торговцы ценными бумагами могут на этом деле что-то заработать.
Впрочем, так гладко получалось лишь на бумаге, т.е. в постановлении Кабмина от 12 мая. Бизнес пока что в эту правительственную идею не очень-то и поверил. Как сообщил заместитель главы ГНАУ Алексей Любченко, к 17 июня украинские предприятия согласились на конвертацию государственного долга в государственные облигации лишь на 5,2 миллиарда гривен, тогда как ОВГЗ планируется выпустить на 19,5 миллиарда. Заявки подали всего 809 предприятий. Что отпугивает остальных плательщиков НДС?
Эти вопросы волновали участников круглого стола «Решит ли эмиссия облигаций проблему возмещения НДС?». Открывая его, заместитель главы парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Николай Катеринчук отметил, что сегодня, по оценкам большинства предпринимателей, «власть не справляется с администрированием этого налога». Он уверен, что вопросы о реальности конвертации долга по НДС в облигации и об автоматическом его возмещении следует считать риторическими, поскольку ответов на них пока не существует.
Впрочем, у реального сектора экономики облигации, в условиях безысходности ситуации с НДС, все же порождают какие-то надежды. Как рассказал Юрий Атанасов, генеральный директор Centravis Holding, компания создала внутреннюю систему, исключающую любые трансакции, способные вызвать подозрения у налоговых органов с точки зрения администрирования НДС. А в результате все равно образовалось 170 миллионов гривен невозврата и 116 миллионов просроченной задолженности. Это ставит под вопрос дальнейшую деятельность компании, в которой две тысячи работников. «Вы спросите меня, какова наша реакция на НДС-облигации, — говорит генеральный директор и отвечает: — Да что угодно дайте, не то что облигации... Какой дисконт? Будем потом разбираться. В такой ситуации мы оказались...».
Начальнику департамента мониторинга администрирования платежей Минфина Светлане Воробей выпала нелегкая участь представлять на этой дискуссии свое ведомство. Отметив, что НДС — это «очень больной вопрос как для государства, так и для бизнеса», она назвала обсуждавшееся постановление правительства его (правительства) «первым шагом на пути решения вопроса уменьшения сумм невозмещенного НДС или задолженности государства перед бизнесом и перехода к автоматическому возмещению НДС в будущем...». Воробей даже пообещала, что все поднимающиеся во время дискуссии вопросы станут основой для доработки не понятого пока что рынком правительственного постановления и принятия дополнительных решений.
Валерий Гладкий, генеральный директор аналитического центра «Бюро экономических и социальных технологий», отметил, что проблему начинают «заговаривать». По его мнению, эмиссия облигаций проблему возврата НДС не решит уже потому, что дело не в ней, а в бюджете страны, который и в этом году вызывает сомнения у МВФ и не позволяет правительству взять у Фонда кредит. Эксперт назвал нереальным дефицит бюджета, закладываемый правительством. Невозмещение НДС, по его мнению, «было и останется средством затыкания этой дырки». Гладкий не ожидает, что выпуск облигаций гарантирует завтрашний переход к автоматическому возмещению НДС. И спрашивает: а кому выгодна столь низкая (5,5%) доходность этих облигаций в условиях, когда рыночная ставка банковских кредитов 23%? Разницу, как считает эксперт, госбюджет «изымет у экспортеров». «А валится экспортер — валится экономика», — заключает Гладкий.
«Все мы тут в теме, но, к сожалению, не в доле», — сказал, отвечая на вопрос, кому это выгодно, народный депутат Сергей Власенко. Он не видит в обсуждаемом постановлении правительства ни прозрачности, ни последовательности. Для облигаций у него есть термин — «эрзац». «Все прекрасно понимают, что возместить НДС таким образом невозможно», — говорит народный депутат и утверждает, что «в нынешних условиях налоговая будет делать все, чтобы не подтверждать предприятиям НДС, — у нее просто нет другого выхода». «Темнее ситуации, чем выпуск НДС-облигаций, просто не существует», — считает Власенко. Он рассказывает, что в коммерческих банках называют реальным дисконтом на эти облигации 35—50%. «И 50% — это то возмещение, которое реально может получить бизнес от правительства», — уверяет Власенко. Но кого это устроит и спасет?