Вчера коллегия Верховного Суда оставила в силе решение Печерского райсуда Киева об освобождении из-под стражи Юлии Тимошенко. Давайте сначала вспомним, что особенно опасной на свободе Юлия Тимошенко, по мнению Генпрокуратуры, стала в конце прошлого года, когда еще занимала должность «энергетического» вице-премьера. Забытое было «дело ЕЭСУ», в котором речь шла, в частности, о многомиллионных взятках, которые возглавляемая Юлией Тимошенко структура якобы давала высокопоставленным должностным лицам, стало особенно актуальным в конце прошлого года. В итоге подозреваемая прокуратурой вице-премьер сначала лишилась своей должности, а впоследствии попала за решетку следственного изолятора. Дело продвигалось довольно медленно, а лозунги «Свободу Юле!», «звучащие» благодаря электронным СМИ на весь мир, начинали раздражать действующую власть.
События, связанные с освобождением Юлии Тимошенко из Лукьяновского СИЗО по решению Печерского райсуда, повторное взятие ее под стражу непосредственно в клинике «Медиком», согласно решению Киевского горсуда, и последовавшее за этим решение председателя Верховного Суда, отменявшее решение об аресте в больнице, еще свежи в памяти тех, кто слушает новости и читает прессу.
За прошедшее время Юлия Тимошенко успела объявить о своем желании стать президентом, Верховная Рада высказала недоверие правительству Виктора Ющенко, ряды «новой оппозиции» начали редеть, так и не успев окрепнуть. Неугомонная экс-вице-премьер в который раз стала инициатором референдума о недоверии Президенту, остро конкурируя с еще одним инициатором Александром Морозом. За всем этим несколько подзабылось, что решение председателя ВС об освобождении Юлии Тимошенко из-под стражи может быть отменено коллегией того же Верховного Суда. Решение оставили в силе.
Впрочем, Генеральная прокуратура может внести протест на решение судебной коллегии Верховного Суда. Такое пояснение дал вчера в интервью агентству Интерфакс-Украина начальник управления поддержания государственного обвинения в судах Генпрокуратуры Владимир Гузырь. «Исходя из положений и норм Уголовно- процессуального законодательства при подобного рода решениях прокурор наделен правом внесения протеста в высшую надзорную инстанцию, которой является пленум Верховного суда страны», — сказал он. По словам В.Гузыря, правом принимать такое решение наделены заместители Генерального прокурора Украины и сам Генпрокурор, если будут основания поставить под сомнения законность данного решения.
В то же время не исключено, что согласно отечественной традиции новых времен, дело вполне могут «замять» по молчаливому согласию сторон, обусловленному неизвестными широкой публике обстоятельствами. И это будет еще одним ударом по имиджу нашей страны, где человека сначала могут назначить вице-премьером, потом уволить по обвинению в прошлых преступлениях, а потом забыть об этом. Логично было бы довести-таки дело до конца и либо оправдать напрасно обвиненную, либо доказать совершенное преступление.
Со другой стороны, репутацию наших суда и прокуратуры уже трудно дополнительно чем- то подорвать. Стерпят. Зато Юлия Тимошенко уже не сможет в дальнейшем использовать образ «незаконно преследованной», а другого у нее в запасе нет. Хоть бери просись у Потебенько на недельку-другую назад в Лукьяновку, чтобы народ не успел до выборов забыть о «великомученице Юле».