Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тест на целесообразность

Внешнее оценивание выпускников школ в целом оправдало себя
13 сентября, 2007 - 17:52

Хотя учебный год только начался, но одиннадцатиклассники уже сегодня думают о выборе учебного заведения для получения будущей профессии. Теперь им известно одно — в июне 2008 года все они станут участниками очередного внешнего оценивания. Напомним, что Министерство образования начало вводить внешнее оценивание на национальном уровне почти два года назад. Главной целью была определена борьба с коррупцией в высшей школе Украины.

Чтобы определить ошибки и успехи новой для украинского образования системы, Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования провел в июне 2007 года анонимный опрос среди десяти тысяч участников внешнего независимого тестирования. Ведь преимущества и недостатки системы внешнего тестирования, которые действуют в школах с 2006 года, еще и до сих пор до конца невыяснены: с одной стороны, учеников убеждают, что тесты помогут им вступить в высшие учебные заведения без экзаменов, с другой — преподаватели вузов пока что не доверяют результатам тестирований.

Ученики школ дали ответ на ряд вопросов анкеты. Большей частью они касались уровня организации внешнего тестирования и общего отношения учеников к системе внешнего оценивания. Как показало исследование, 42% учеников вполне уверены в объективности проверки экзаменационных работ методом внешнего оценивания. Неожиданным для группы исследователей оказались данные об информационных источниках, которые использовали ученики при подготовке к внешнему оцениванию. Большинство учеников — 89,4% — получили информацию о внешнем оценивании от учителей и администрации. Из телевидения и прессы почерпнули информацию 55% и 36% учеников соответственно.

Кроме этих данных, исследователи выяснили, что практически каждый пятый ученик наблюдал то или иное нарушение во время тестирования как со стороны инструкторов, так и со стороны учеников. А наиболее распространенным нарушением, по данным исследования, стало отсутствие общественных наблюдателей в аудиториях, где проходило тестирование (только 60% учеников отметили присутствие официальных представителей во время тестов). Также выяснилось, что очень малое количество учеников знало о том, что в случае выявления нарушения можно подать официальную жалобу в Украинский центр оценивания качества образования.

В анкете также стоял вопрос о конфиденциальности результатов тестирования. И на основе итогов опроса специалисты Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования утверждают, что с этим вопросом справились: о нарушении конфиденциальности заявило около 9% учеников.

Участие в опросе также приняли директора школ. Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования поинтересовался их отношением к реформе экзаменационной системы (кстати, он проводился у нас и в школах Литвы, Латвии, Грузии и Словении, которые также начали вводить эти новации). По предварительным результатам опроса, 54% директоров считают целесообразным введение системы общественного мониторинга государственной системы внешнего оценивания. Кроме того, 85% опрошенных директоров считают, что необходимо предоставлять полную информацию о результатах внешнего оценивания, а для 98% руководителей школ доверие общества к процедуре проработки результатов — это необходимое условие успешного функционирования системы внешнего тестирования.

Специалисты сходятся в одном: необходимо проводить более широкую, своевременную и доступную просветительскую кампанию — педагоги и ученики должны вовремя получать информацию о цели, инструментах и процедуре внешнего тестирования. Не менее важным является и эффективное использование результатов внешнего оценивания при вступлении в высшие учебные заведения. Поэтому Украинский центр оценивания качества образования настаивает на более плодотворном сотрудничестве с вузами. Здесь отмечают, что в первую очередь необходимо согласовать схему зачета результатов внешнего оценивания как вступительных экзаменов, также — поработать над соответствующей нормативно-правовой базой.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ