Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тирания или Гетманат?

Национально-освободительная война за украинскую государственность, начатая Богданом Хмельницким в 1648 году, продолжается поныне
12 марта, 2008 - 19:32
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украинский маятник достиг высшей точки распыления власти и пошел в противоположном направлении. Аксиома «где отвечают больше одного, там не отвечает никто» становится достоянием массового сознания. Об авторитарной перспективе и «мобилизационном проекте» откровенно говорят политологи, историки, социологи.

Ожидание «украинского Пиночета» усиливается нестабильностью парламента и подготовкой к президентским выборам 2009 года. Юлия Тимошенко уже заявила, что в государстве должен руководить кто-то один — либо Президент, либо премьер. Виктор Ющенко продвигает Конституцию, которая должна узаконить доминирующую роль Президента.

Все это можно только приветствовать, ведь восстановить управляемость государством может только авторитарный лидер. Важно, чтобы он не превратился в тирана. Угроза вполне реальная, ведь власть в Украине полностью бесконтрольная. Все предусмотренные Конституцией контролирующие органы — Счетная палата, прокуратура, Верховный Суд, Конституционный Суд, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека — недееспособные, потому что назначаются Президентом и Верховной Радой, т.е. теми, кого они должны контролировать.

Поэтому к формированию авторитарной модели нужно подойти рационально, по-деловому — и в то же время очень творчески. Хотя бы потому, что Украина — постгеноцидное общество с самыми высокими в мире темпами вымирания коренного населения. Национально- освободительная война за украинскую государственность, начатая гетманом Богданом Хмельницким в 1648 году, продолжается поныне. В феврале месяце отметили ее 360- ю годовщину. Вот почему поэзия Тараса Шевченко так актуальна. Прочтите, например, «Разрытую могилу» — вы будете поражены. Одним словом, нынешняя уникальная ситуация требует уникальных, нестандартных действий.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДОВЛАСТИЯ

У любой серьезной организационной структуры — от небольшого общества до глобальной корпорации — должны быть: 1) миссия; 2) цель; 3) ответственный руководитель (президент, директор); 4) коллективный совещательный орган (наблюдательный совет); 5) ревизионная комиссия. Взаимоотношения между членами организации и выборными органами регулируются уставом (Основным Законом), который принимается всем обществом. Все его члены ответственны за соблюдение этих «правил игры»: выполняют их сами и призывают к этому других.

Описанные выше пять уставных пунктов являются фундаментом любой организованной деятельности. Они дают системе смысл существования, целенаправленность и самоуправляемость. Поэтому начнем с главного вопроса: зачем украинцам государство? В чем смысл его существования?

МИССИЯ ГОСУДАРСТВА И ИНДЕКС СЧАСТЬЯ

Миссия, то есть назначение украинского государства, в том, чтобы украинцы имели благоприятные условия для персональной и национальной самореализации. Речь идет о гармонии с самим собой, жизни согласно собственной природе, реализации врожденных талантов и способностей. Только природосоответствующая деятельность делает человека действительно компетентным и эффективным, ведь лучше всего мы делаем то, что любим.

А возможно ли КОЛИЧЕСТВЕННО оценить уровень коллективной самореализации, то есть выполнение государством своей миссии? Ведь по-настоящему мы руководим только тем, что можем посчитать. Да! Как показал Григорий Сковорода, выполнение природосоответствующей деятельности делает человека счастливым. Поэтому критерием самореализации является субъективное ощущение счастья. «Индекс счастья» можно довольно точно рассчитать как для отдельной личности, так и для общества в целом. Это делается при помощи квалиметрии — научной дисциплины, которая позволяет давать количественную оценку качественным показателям. Если народ становится счастливее, значит государство движется в верном направлении. Если же он становится несчастнее, значит нужно менять руководство. Кстати, государственная ориентация на общественное счастье реализована в королевстве Бутан, где главным индикатором народного благосостояния является показатель «Валового национального счастья» (Gross National Happiness).

ЦЕЛЬ: КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ДЕТИ

Следующий обязательный элемент правильной организации — конституционная цель государства. Это конкретное состояние, которого оно стремится достичь в течение определенного срока. Цель украинского государства заключается в том, чтобы украинцы становились богаче, культурнее и здоровее, и чтобы их было все больше. Для количественной оценки первых трех показателей в международной практике используется Индекс человеческого развития (Индекс качества жизни). Он рассчитывается по методике Программы развития ООН на основе индексов реальных доходов на душу населения, достигнутого уровня образования и продолжительности жизни. Методика открытая и предоставляется для проверки независимыми центрами.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Полномочный президент несет персональную ответственность за выполнение миссии государства и достижение им конституционной цели. Критерии оценки своей будущей деятельности предлагают сами же кандидаты в президенты. Например, один из кандидатов может предложить увеличение за пять лет Индекса счастья на 20%, Индекса человеческого развития на 10%, численности коренного населения на 3%. О том, как он этого будет достигать, расскажет его предвыборная программа. Другие кандидаты могут предложить другие плановые показатели — большие или меньшие. Программа кандидата с четко прописанными плановыми показателями представляет собой юридический договор между народом и президентом, который автоматически вступает в силу после его избрания.

Ежегодная и окончательная объективная оценка деятельности президента осуществляется на основе реального выполнения им комплекса запланированных им же самим показателей, зафиксированных в договоре с народом. Например, 100% и больше — «отлично», более 75% — «хорошо», более 50% — «удовлетворительно», более 25% — «плохо», менее 25% — «очень плохо». На основе достигнутого результата определяется вознаграждение или наказание: «отлично» — автоматическое переизбрание на повторный срок, «хорошо» — право быть кандидатом на новые выборы президента, «удовлетворительно» — компенсация убытков собственным имуществом без права на переизбрание, «плохо» — компенсация убытков с временным заключением, «очень плохо» — компенсация убытков с пожизненным заключением. Почти как в Евангелии: «по словам твоим будешь осужден». Все понятно, прозрачно, по-деловому. Президент имеет стимул и возможности достигать запланированных им же самим показателей. Народ знает, кто руководит государственным механизмом и несет персональную ответственность за его работу.

КОМПЕТЕНТНЫЙ СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

Для достижения поставленной цели президенту нужно иметь реалистическую стратегию. Она должна согласовываться с возможностями и стремлениями различных социальных групп. Поэтому для формирования и постоянного уточнения государственной стратегии формируется Высший наблюдательный совет (ВНС), представляющий все значимые социальные группы (общины): профессиональные, территориальные, возрастные. Такой парламент представляет собой репрезентативную модель общества, поэтому способен принимать адекватные решения. Они будут приобретать статус законов государства только за подписью президента, поскольку он несет персональную ответственность за работу всего государственного механизма. ВНС может выполнять только совещательную функцию, поскольку ее члены не несут персональной ответственности за достигнутые государством результаты.

НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ

Миссия, цель, полномочия и ответственность президента, функции ВНС и другие «правила игры» фиксируются в Конституции. Главным контролирующим органом за соблюдением Основного Закона государства является Конституционно-ревизионная палата, объединяющая функции Счетной палаты, Конституционного Суда и Центральной избирательной комиссии. Глава палаты — Конституционный аудитор — избирается всенародно раз в семь лет и, подобно президенту, несет персональную ответственность, которая фиксируется в юридическом договоре между ним и народом Украины.

Главным фактором контроля за деятельностью авторитарного президента является простота, понятность и прозрачность «правил игры», закрепленных в Конституции и конкретизированных в договорах с президентом, членами ВНС и Конституционным аудитором. За соблюдением правил следят граждане государства и создаваемые ими исследовательские, аналитические, просветительские, информационные и другие структуры гражданского общества.

А достаточно ли этого для контроля за президентом, наделенным такой большой властью? Да. Потому что власть руководителя — это сознательное согласие людей выполнять его приказы. В предложенной системе власть президента определяется поддержкой со стороны граждан. Он поклялся придерживаться «правил игры», за его деятельностью пристально следят миллионы глаз. Поэтому как только Президент нарушит клятву, его авторитарная власть тут же развеется, как дым.

А если он применит силовые репрессии? Для того, чтобы такая болезненная идея даже не возникла в его голове, граждане должны иметь возможность защитить себя не только информационно и юридически, но и физически. Этому будет способствовать развитие стрелкового спорта и реализация права законопослушных граждан на ношение короткоствольного огнестрельного оружия — конечно, после психологической проверки, соответствующего обучения и сдачи экзаменов. Самые демократические и самые спокойные европейские страны в то же время больше всех оснащены гражданским оружием: Швейцария, Норвегия, Финляндия, Эстония. Потому что вооруженная защищенность гражданского населения не только поднимает самодисциплину и самоуважение граждан, но и резко уменьшает уровень насильнических преступлений. Например, после легализации пистолетов и револьверов в Молдове он снизился вдвое, а в Эстонии — впятеро.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИИ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

Предложенная государственная модель не нуждается в значительном количестве времени для практического применения. Это же азы науки управления. Более того, она прописана в «Принципах корпоративного управления», утвержденных Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку 11 декабря 2003 г. «Хотя в мире нет единой модели корпоративного управления, но существуют общепринятые принципы (стандарты), которые лежат в основе эффективного корпоративного управления и могут быть применены в широком диапазоне правовых, экономических и политических условий» — отмечается в документе.

И пусть вас не смущает, что речь идет о корпоративной модели, — это же универсальные принципы управления. Поэтому чем ближе к ним государственная модель, тем эффективнее это государство. Современные государства, как правило, игнорируют управленческие принципы, потому и проигрывают глобальным транснациональным корпорациям (ТНК). Национальные государства смогут конкурировать с ТНК только тогда, когда применят рациональную модель управления. Вы только представьте себе: у нынешнего украинского государства нет ни смысла своего существования, ни цели, ни стратегии, ни ответственного руководства, ни контролирующих органов. При таких условиях бизнес-структура развалилась бы за несколько месяцев. Это государство тоже разваливается, а его население стабильно вымирает. Только благодаря инерции многомиллионной страны и ее богатству общая деградация людей, природы и техносферы растянута на долгое время. Дайте Украине рациональную систему управления — и она расцветет уже через три года.

А было ли уже что-либо подобное в истории государств? Зачем далеко ходить: описанная система исторически присуща украинцам. Это ни что иное, как гетманская модель. Главные признаки: твердая система правил в форме обычного права, выборный полновластный гетман, ответственный перед своими избирателями собственной жизнью, совещательный орган из козацкой старшины, контроль со стороны старейшин — авторитетных знатоков Обычая, свободные вооруженные граждане. На этом основывались два предыдущих украинских Гетманата — Богдана Хмельницкого и Павла Скоропадского. Третий Гетманат будет современным воплощением этой же общей модели, дополненной компьютерными технологиями и опытом управления глобальными корпорациями.

ЧЕМ ГЕТМАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕЗИДЕНТА

Гетман — это президент, отвечающий за результаты своего правления собственным имуществом, собственной свободой и собственной жизнью. В гетманской модели авторитарный лидер не может стать тираном. Современная же модель государства не создает этому принципиальных препятствий. Например, сегодня достаточно президенту подружиться с премьером — и нам каюк.

Существующие проекты Конституции от администрации президента и политических партий не предусматривают миссии, цели, ответственности и контроля. Это означает, что они направлены на дальнейшее удержание Украины в рабском состоянии, ограбление народа, эксплуатирование природы. Любая Конституция, в которой нет ответственной власти — это преступный обман, продолжение негласного договора властной верхушки ради сохранения ее незаконного господства.

Что делать? Объяснять народу эти очевидные истины и создавать Новый общественный договор. Ситуация очень благоприятная, ведь Президент Ющенко уже начал дискуссию относительно конституционной реформы. Помните, что нынешняя извращенная система существует только потому, что мы с ней соглашаемся.

Игорь КАГАНЕЦ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ