Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Точка как многоточие

Окончательную оценку украинско-российским газовым соглашениям предстоит дать парламенту и Президенту
6 октября, 2001 - 00:00

Подписанное соглашение поставило точку в проблеме украинских долгов за российский газ, заявил позавчера российский премьер Михаил Касьянов. Но газовая «точка» на уровне премьеров может превратиться в многоточие на уровне государств. «Эпопея, которая уже два года будоражит общество в России и Украине, связанная с газовой проблематикой, сегодня почти закончена», — говорит Касьянов и объясняет: «почти» — потому что соглашение должно пройти ратификацию в парламенте Украины.

Между тем, несмотря на позитивные моменты подписанного премьерами Кинахом и Касьяновым соглашения (в частности, наш газовый долг определен не как государственный, а корпоративный и НАК «Нефтегаз Украины», реструктуризировав долги на 12 лет, будет платить проценты по ставке LIBOR+1% — 4-5% годовых, а не 10%, как это вначале требовала Россия), в нем есть один момент, вокруг которого могут разыграться парламентские страсти. Речь идет о реэкспорте газа, а проще говоря, возможности Украины самостоятельно решать, что делать с газом, добытым в Украине и полученным от России в качестве платы за транзит.

Украина не может экспортировать газ до тех пор, пока в стране существует недостаточное обеспечение этим ресурсом, убеждал Михаил Касьянов на пресс-конференции после окончания украинско- российских переговоров. Касьянов заявил о принятом решении, согласно которому Украина не имеет полномочий экспортировать или реэкспортировать газ до тех пор, пока она не обладает достаточным количеством таких ресурсов. Стороны, по его словам, намерены ежегодно согласовывать свои энергетические балансы, с тем чтобы «сделать понятными потоки энергоресурсов». Из разъяснений Касьянова следует, что Украине ежегодно будет предоставляться право докладывать о росте собственной газодобычи и, исходя из этого, получать или нет соответствующую квоту на экспорт.

Заместитель председателя парламентского Комитета по экономической политике Сергей Чукмасов сказал вчера «Дню», что еще не видел текста соглашения, без чего трудно судить о его содержании. Но если в нем содержится запрет на экспорт добытого в Украине газа, то он «будет возбуждать негодование общественности» при обсуждении вопроса о ратификации этого соглашения. «Как автор закона о разделе продукции, — сказал народный депутат, — я не могу согласиться с тем, что это соглашение может запретить инвесторам, вложившим средства в развитие топливно-энергетической отрасли Украины, экспортировать по праву закона принадлежащую им продукцию».

Между тем накануне переговоров Верховная Рада Украины вернула правительству на доработку законопроект о ратификации соглашения с Россией о транзите природного газа через территорию Украины. Как сообщил председатель парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма, это вызвано тем, что в соглашении содержится положение, носящее «дискриминационный характер» в отношении Украины и касающееся запрета на экспорт ею природного газа.

«Парламент сделал шаг и задекларировал свое нежелание ратифицировать это соглашение, — сказал, комментируя Интерфаксу-Украина накануне переговоров в Киеве возможный запрет на экспорт природного газа, А.Гудыма. Он заявил, что Украина имеет право на экспорт газа, поскольку сама добывает 18 млрд. кубометров газа в год. Он также отметил, что российский газ, получаемый Украиной за транзит этого топлива через свою территорию, является ее собственностью. Кроме того, Украина сама может распоряжаться по собственному усмотрению газом, поступившим из Туркменистана. Глава парламентского комитета подчеркнул, что все заявления российских политиков о недопустимости экспорта Украиной природного газа имели основания на том этапе, когда в Украине осуществляли несанкционированный отбор российского газа при его транзите. Однако это прекратилось, и запрет на экспорт газа не имеет под собой «ни одного логического основания».

Впрочем, и в правительстве понимают дискриминационный характер запрета реэкспорта. Скорее всего, на переговорах украинской делегацией были использованы и такие рычаги, как проблема пребывания российских войск на украинской территории. Как подтвердил «Дню» один из членов российской делегации, раздражающий Россию вопрос заключения дополнительных соглашений по контролю над вооружениями Черноморского флота поднимался, но был отнесен на декабрь, когда логика зимы делает российские аргументы более убедительными.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ