Что общего в биографиях Голды Меир, Маргарет Тэтчер, Джейн Фонды, Марии Каллас и Мадонны? Все эти женщины в детстве получали образование в школах «только для девочек». Более того, известно, что среди американских женщин, ставших известными политиками, было в десять раз больше тех, кто учился в женских школах. Половина женщин — членов Конгресса и 25% женщин, вошедших в списки членов правления наилучших компаний, определяемых ежегодно журналом «Fortune», тоже обучались в женских школах. Есть женская школа и в Украине. На базе школы-интерната № 13 был открыт Киевский женский лицей — учебное заведение нового типа, аналогов которому в стране еще не было. На основании проведенных экзаменов и тестирования в 1992 году в 9 класс лицея было зачислено 39 девушек. Сегодня их число достигает нескольких сотен. В этом учебном заведении воспитанницы не только овладевают программой общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, их стремятся воспитать женственными, но в то же время привить качества настоящего лидера.
Изначально было задумано готовить девочек к будущей профессии по «женским» профилям — педагогическому, медицинскому... Однако вскоре выяснилось, что такое распределение сковывает развитие возможностей девушек, и от него отказались. Доктор педагогических наук Галина Лактионова, автор идеи данного экспериментального проекта, рассказывает: «На втором-третьем году деятельности были сокращены часы на изучение курса «Ведение домашнего хозяйства». Овладение практическими навыками (вязанием, шитьем, вышивкой, кулинарией) требовало большого объема времени и было признано нерациональным. Мы исходили из того, что женщина ХХI века во многих случаях сможет себе позволить не заниматься шитьем, вязанием, приготовлением пищи, а воспользоваться услугами тех, кто выполняет перечисленные работы профессионально, заплатив за них. Таким образом, желающим углубить свои знания по домоводству был предложен факультатив, а остальным предоставлен свободный выбор занятий».
После осмысления первых результатов экспериментальной работы педагоги Гимназии определили пять базовых задач учебного заведения — развитие личности, воспитание уважения к правам человека, воспитание культуры, подготовка к самостоятельной жизни, экологическое воспитание. Затем, основываясь на опыте женского образования в Великобритании и США, к тому же было решено формировать лидерские качества, учить делать собственный выбор и нести за него ответственность.
Отличается Киевский женский лицей и преподаванием. Директор гимназии Светлана Алексеенко, которая не один десяток лет преподает детям физику, заметила, что девочки воспринимают учебный материал не так, как «сильный пол». Если для мальчиков оправдана цепочка «Теория — опыт — вывод», то для девочек гораздо результативнее другая последовательность: «Опыт — теория — вывод». Интересно, что сопоставления английских и американских женских школ с обычными привело специалистов к тем же выводам, к которым пришли преподаватели Киевской женской гимназии. В ходе исследований было установлено, что программы многих учебных курсов традиционно разрабатывали, ориентируясь, прежде всего, на восприятие мальчиков, и что преподаватели естественных и точных наук бессознательно делают ставку на них. А присутствующие в классе девочки это чувствуют и зачастую привыкают к своей «вторичности». В результате такого привыкания снижается творческий потенциал и, соответственно, будущие профессиональные возможности. Преодолеть это, по мнению специалистов, удается очень немногим девочкам. Остальные же соглашаются с отведенным для них местом и в дальнейшем «не рвутся вперед».
В женской гимназии была изменена и программа по физической культуре. Система физического образования, решавшая задачу «дальше, выше, быстрее», совершенно не была направлена на гармоничное развитие девушки. И здесь, как и в физике, и математике, они были «вторичны». В итоге девушки утрачивали гибкость, пластичность, красоту движений. Вместе с тем, формировался образ тела, не удовлетворяющий девушку. Это вело к заниженной самооценке, могло стать причиной заболеваний. Поэтому в гимназии была предложена программа физического воспитания, в которой использовался шейпинг, ритмическая гимнастика, пластика, упражнения, тренирующие все группы мышц, что в совокупности «работало» на достижение желаемого образа тела.
В гимназии изучают французский, английский, русский, латинский языки. Уроки украинского — каждый день. А латынь должна послужить базой для дальнейшего культурного развития девушек и основой для дальнейшего овладения иностранными языками. Они учатся целый день. После обеда наступает время всевозможных дополнительных занятий. Классные дамы на протяжении всего дня следят за осанкой воспитанниц, учат красиво общаться и... ходить на высоких каблуках. Даже пятиклассницы знают толк в умении одеваться, грамотно покупать и подбирать себе одежду. Прическа, макияж, проигрывание различных ситуаций общения — тоже элементы обучения.
У кого же в Украине возникает спрос на такую систему обучения своих детей? Галина Лактионова выделяет четыре основные социальные группы. Это — интеллигенция из числа научных сотрудников, учителей, врачей, служащих, у которых ценность образования и воспитания традиционно высока и для которых характерна ностальгия по Женщине. Вторая группа — семьи, где родители чрезмерно заняты работой и, понимая это, хотят передать своих дочерей «в надежные руки». Третья — семьи, где очень способная и желающая учиться девочка воспитывается одной мамой или бабушкой. Четвертая группа — дочери представителей сельской интеллигенции из Киевской области, которые хотят обеспечить детям «столичное» образование, увеличивающее шансы на поступление в вуз.
Некоторые исследователи считают, что «школы для девочек» дают своим воспитанницам эффективные модели для подражания, что совместное воспитание может иметь нежелательные последствия именно для девочек из-за их особой природной способности к адаптации. Предполагается, что так девочки быстрее усвоят такие «мужские» черты, как агрессивность, грубость и, следовательно, потеряют свою природу, свою сущность. Есть мнение, что при совместном обучении девочки достаточно часто и достаточно легко подчиняются мальчикам, что они скорее стремятся нравиться мальчикам, чем быть мозгом класса.
То, что в Киевской гимназии-интернате девочки отличаются от своих сверстниц, которые учатся в обычных школах, можно понять, пообщавшись с ними. Почти все они сказали корреспонденту «Дня», что пришли сюда получить знания, что хотят учиться и нацелены на дальнейшее образование. Они не боятся, что высокоинтеллектуальная профессия негативно скажется на их успехе у мужчин и снизит шансы выйти замуж. А жизнь в их представлении не сводится только к замужеству и материнству.
КОММЕНТАРИЙ
Ирина БУЛАХ , преподаватель Национального педагогического университета им. Драгоманова, кандидат психологических наук:
— В начале ХХ века в Европе, в том числе и в России, на страницах педагогических изданий обсуждались преимущества и недостатки раздельного и совместного обучения мальчиков и девочек. Как известно, в конечном счете победила американская модель не только потому, что она была более демократичной, но и потому, что позволила унифицировать образование. В отдельном обучении девочек существует опасность того, что они выйдут в мир с ограниченным опытом в общении с людьми противоположного пола. Дети проигрывают социальные роли взрослых, идентифицируя себя со знакомыми им мужчинами и женщинами. Так они получают навыки общения в различных ситуациях, как мальчики, так и девочки, больше узнают друг о друге. Я считаю, что раз природа создала мужчину и женщину, то с детских лет они должны сосуществовать рядом.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Организация первых гимназий, прогимназий и воскресных школ для девочек в Киеве связана c именем Н.И.Пирогова, который в 1858—1862 годах выполнял обязанности попечителя Киевского учебного округа. По образцу петербургского Мариинского училища (учреждения открытого типа для девушек всех слоев населения) в Киеве в начале 60-х годов ХIХ века было решено создать женскую гимназию. Ее открытие стало возможным во многом благодаря тому, что И.Фундуклей, который в течение 15 лет был губернатором Киева, подарил свой дом с флигелем для создания женской гимназии и согласился выплачивать 1200 рублей на ее содержание. (В то время И.Фундуклей был генерал-контролером царства Польского и проживал в Варшаве). Гимназия получила имя благотворителя. Сначала в ней училось 40 девушек, преподавали профессора Киевского университета. Фундуклеевская гимназия имела и свое отделение на Подоле, которое позднее превратилось в отдельную женскую гимназию.
В конце ХIХ века в Киеве было уже свыше 20 подобных учебных заведений, а в 1912 году в Киевском округе действовало 95 женских гимназий и прогимназий, в которых обучалось около 27 тысяч учениц. Всего в Украине в то время функционировало около 350 женских гимназий. Из них 13 — государственных, 180 — частных, 160 — созданных по инициативе разных обществ.
Первая украинская частная школа для девушек открылась в 1880 году. Главным аргументом в пользу женских школ, который высказывали в украинской прессе, было то, что образованные женщины станут лучшими женами, матерями и патриотками. Во Львове Педагогическое общество совместно с Клубом русинок открыла около десяти частных школ с общежитиями для девочек из сельской местности. В 1899 году был открыт Институт Св.Ольги. В отличие от пансионов, программа Института предполагала занятия спортом, развлечения, а также короткие курсы химии и биологии с проведением лабораторных занятий. Педагогическое общество также открыло во Львове среднюю школу для женщин и экспериментальную начальную школу, в которой преподавали семинаристки и которая стала моделью для организации подобных школ.
Женские школы в Галичине, как и в Российской империи, не имели в своей программе греческого и латыни. Но, в отличие от российских школ, в них не было экзаменов на аттестат зрелости, что делало невозможным поступление в университет за пределами Австро-Венгрии. Выпускницы женских школ должны были дополнительно сдавать экзамен на аттестат зрелости. Первой галичанкой, которая осуществила это в 1885 году, была Софья Окуневская. Она же первой, после дальнейшего обучения в Цюрихе и Кракове, стала женщиной-врачом у себя на родине.
В 1895 году под давлением прогрессивной части населения Галичины австрийское правительство открыло средние школы для девочек, назвав их не гимназиями, а лицеями. Эти учебные заведения предполагали сдачу экзамена на аттестат зрелости и практически соответствовали гимназическим программам. Через год в Кракове была открыта первая женская гимназия. А вслед за ней — украинские гимназии в Перемышле (1901 г.) и Львове (1906 г.). В конце 1900 года государственные школы для девочек стали создаваться повсеместно, но на их финансирование выделялось очень мало средств.
В целом же к середине ХIХ века в начальных школах учились каждая 34-я девочка-горожанка и только каждая 79-я жительница села. На 1 января 1909 года на территории Украины, входящей в состав Российской империи, действовало 362 женские гимназии: 13 — под патронатом царской семьи, 166 — созданных по инициативе общественности, 178 — частных, 4 женских института и 15 епархиальных училищ. К концу века в университетах и других высших учебных заведениях Российской империи обучалось свыше 6 тыс. женщин, или 1,2 % от общего числа обучающихся.
В независимой Украине возрождение раздельного обучения началось в 1993 году с открытия Киевского женского лицея, преобразованного в 1997 году в гимназию-интернат «только для девочек».