Похоже, что на данном этапе борьба за полномочия между Президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем перенеслась на внешнеполитическое поле. Вчера Верховная Рада так и не включила в повестку дня вопрос о назначении Владимира Огрызка на должность министра иностранных дел. А ведь, еще в понедельник первый вице-спикер Адам Мартынюк заявлял, что именно в четверг парламент рассмотрит предложенную Президентом кандидатуру на должность главы внешнеполитического ведомства. Да, и все хорошо помнят, как, уволив Бориса Тарасюка, представители антикризисной коалиции уверяли, что готовы рассмотреть любую кандидатуру, которую предложит Виктор Ющенко. К тому же, правительство фактически считает Огрызко своим. Ведь без всяких проволочек его утвердили в качестве исполняющего обязанности министра иностранных дел. И буквально после заседания Украина — Тройка ЕС Янукович дал Огрызко четкое задание подготовиться к следующему раунду переговоров между Украиной и ЕС по новому соглашению, которые состоятся через месяц в Брюсселе.
Скорее всего, дело не в Огрызко, а в том, что Янукович хочет узаконить свой внешнеполитический курс. Это признал депутат-регионал Владимир Зубанов, известный сторонник нейтрального статуса Украины. Этот депутат предлагает проголосовать «пакетом» за назначение Огрызко и внесение изменений в Закон «Об основах внешней политики», согласно которым стратегическую цель — вступление Украины в НАТО — заменят на внеблоковый статус страны.
Все это очень похоже на правду. Поскольку, буквально позавчера, накануне запланированного голосования по кандидатуре Огрызко, украинский премьер в четвертый раз вернулся к теме законопроекта об основах внутренней и внешней политики. Вместе с членами совета антикризисной коалиции Верховной Рады Янукович обсудил сведенный законопроект об основах внутренней и внешней политики. «Это синтетический документ, который объединяет положения практически всех законопроектов, которые готовились народными депутатами и правительством», — сказал журналистам после встречи руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта, министр экономики Сергей Макуха. В этой встрече приняли участие лидер Компартии Петр Симоненко, лидер Соцпартии, председатель Верховной Рады Александр Мороз, народный депутат, лидер фракции Соцпартии Иван Бокый, вице-премьер Владимир Рыбак, заместитель министра иностранных дел Николай Маймескул, первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров, председатель фонда Государственного имущества Валентина Семенюк, руководитель аппарата правительства Сергей Левочкин, вице-премьер Андрей Клюев, министр юстиции Александр Лавринович, министр Кабинета Министров Анатолий Толстоухов, руководитель юридического управления секретариата Кабинета Министров Елена Лукаш.
Любопытно, что министр экономики, заявив, что этот «документ дает нам целостную картину, как, куда, каким образом будет двигаться наша страна в ближайшее время», отказался назвать принципиальные отличия законопроекта от действующего закона. Макуха только отметил при этом, что «детали будут ясны позднее». По его словам, в течение нескольких дней законопроект будет доработан на экспертном уровне и, после обсуждения, будет внесен народными депутатами на рассмотрение парламента.
КОММЕНТАРИЙ
С чем связан тот факт, что именно перед рассмотрением внесенной Президентом кандидатуры на должность министра иностранных дел антикризисная коалиция в срочном порядке стала обсуждать новый проект Закона «Об основах внутренней и внешней политики Украины»? И что может быть в этом законе принципиально отличного от предыдущего? И каковы шансы его прохождения?
Валерий ЧАЛЫЙ , заместитель генерального директора Центра им. А. Разумкова:
— Если говорить о внешней политике, то в новом законе изменений предусматривается не так много, и направлены они, скорее, не на повышение эффективности внешней политики Украины, а на три главных вопроса. Во-первых, речь идет о коррекции формата взаимоотношений с НАТО с закрепленного тезиса перспективы членства до сотрудничества. Во-вторых, об изменении отношения к интеграционным объединениям с Россией, имея в виду возможность более интенсивного развития Единого экономического пространства. В-третьих, о самом осуществлении внешней политики. Поэтому, конечно, этот закон, скорее всего, будет направлен на перетягивание полномочий от Президента к Кабинету Министров и парламенту в этой сфере. Сегодня оказывается очень сложно принять этот закон. Потому что в отличие от Закона «О Кабинете Министров», вряд ли большинство найдет голоса для преодоления вероятного вето Президента. И это, кстати, закреплено в заявлении Блока Юлии Тимошенко и «Нашей Украины», в том числе относительно недопустимости голосования или преодоления вето именно на такой закон. Я не исключаю, что снова возможен торг и относительно этого законопроекта. Кстати, мы вошли в странный период, когда готовятся проекты не для улучшения ситуации и нормативного регулирования той или иной сферы, а именно для политического торга за полномочия. Это прослеживается и на внесении закона «О Совете национальной безопасности и обороны». Поэтому я назвал бы этот законопроект «Об основах внутренней и внешней политики» более политтехнологическим, чем политическим.