Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тотально апельсиновое

Представлять Украину на Венецианской биеннале в этом году будут один художник и одно пространство
11 марта, 2005 - 20:23

В четверг жюри, уполномоченное выбрать участников украинской презентации на главной выставке современного искусства планеты — биеннале в Венеции — свою функцию выполнило. Представлять Украину должны будут Андрей Бокотей, известный еще с советских времен художник, работающий со стеклом (к слову, ректор Львовской академии искусств), и группа молодых художников, называющих себя «Революционно-экспериментальным пространством» («Р.Э.П.»).

Для принятия решения членам комиссии пришлось рассмотреть 27 проектов, поданных украинскими художниками. Затем пережить уход трех членов судейской комиссии — галериста Евгения Карася (свои мотивы он изложил на страницах «Дня», в № 40), кураторов Юрия Онуха и Александра Соловьева, усомнившихся в адекватности некоторых из оставшихся членов жюри в вопросах contemporary art. В конце концов, претерпеть многочасовые споры и многоэтапное голосование. Принятое решение еще должно быть утверждено Министерством культуры (которое финансирует проект презентации), однако оснований опасаться, что оно откажется это сделать, нет.

Все дело в том, что этот выбор идеально укладывается в культурную стратегию, осваиваемую новым руководством страны. Это стратегия позиционирования себя и своей легитимности, утвержденных украинским народом прошлогодней оранжевой осенью, как точки опоры для создания современных произведений искусства. Произведений, как кажется чиновникам, представляющих актуальную ситуацию Украины — страны, не обладающей в культурном плане ничем достойным внимания иностранных зрителей, кроме достижений оранжевой революции. Достижений, имевших во многом утилитарный характер. Достижений, идеологическая основа которых в теперешнее, мирное, так сказать, время, связана с конкретной политической силой. Корпоративную символику которой адепты этой силы, тем не менее, продолжают считать символом украинской свободы. И с различной степенью жесткости навязывают свое мнение как внутри страны, так и за рубежом.

Этот пассаж в полной мере относится к искусству «Р.Э.П.», впервые представленному в экспозиционном пространстве как раз в разгар прошлогодних осенне-зимних событий в Центре современного искусства при НаУКМА. Центр и прилегающие окрестности тогда заняла группа молодых художников, выставивших на суд зрителей портреты Виктора Ющенко, инсталляции на тему жизни палаточного городка на Майдане, и тому подобное идеологическое искусство. Хотя был замечен и один портрет Януковича, почему-то написанный на порядок более умело, чем все остальные живописные работы проекта. Среди художников, принявших участие в «Р.Э.П.» числились Ксения Гнилицкая, Владимир Кузнецов, Жанна Кадырова, Ярослав Коломийчук и другие. Многие из этих имен до той выставки широкой публике были совершенно неизвестны.

Теперь же «Р.Э.П.» будет представлять Украину на крупнейшем мировом форуме актуального искусства. Роль Андрея Бокотея в этом проекте, вероятно, будет сродни роли патриарха, хранителя национальной идеи и этнического сознания. Проводника культурных традиций, на которые опирается молодое поколение художников, обвязанное оранжевыми ленточками. Венецианскую биеннале посещают самые авторитетные кураторы, музейные эксперты, галеристы, коллекционеры и критики. Как они отреагируют на презентацию идеологического проекта (а от «Р.Э.П.» ожидать иного просто невозможно) в той среде, которая иронизирует над политикой и развенчивает политические мифологии? Скорее всего, так же, как европейские модельеры, вопреки ожиданиям некоторых отечественных деятелей искусства, не насытившие оранжевым цветом свои новые коллекции.

Не берусь утверждать, что в случае выбора украинских участников биеннале имел место приказ сверху. Это и не обязательно — культурная политика государства может и не вербализироваться ответственными органами. Художникам и кураторам современного искусства достаточно быть внимательными к происходящему вокруг, чтобы адекватно реагировать на запросы слившихся в экстазе официоза и политизированной до предела части общества. Последний яркий сигнал — выбор участников «Евровидения» от Украины. Именно потому и ругать членов жюри не стоит — им можно даже посочувствовать. Ведь выставка «Новые направления», на базе которой был создан список конкурсантов для участия в биеннале, представляла, за редким исключением, две категории художественных проектов — откровенно убогие либо ура-патриотические. Последние — с заметным оранжевым оттенком. Таким, например, был проект «Год обезьяны» куратора Наталии Филоненко. С таким количеством работ на тему оранжевой революции мог поспорить только сам «Р.Э.П.». Но если в случае этого «пространства» все объяснимо — именно революции молодые художники обязаны своей инициации в contemporary art — то «Год обезьяны», собравший настоящих ветеранов современного украинского искусства, выглядел ужасающе конъюнктурно. Голова Леонида Кучмы, кружащаяся в водостоке (картина Александра Гнилицкого), к примеру, датирована 2003 годом. Вполне вероятно, что в то время это полотно, будь оно выставлено, как сейчас, в галерее Национального союза художников, и выглядело бы смело, и резонанс произвело бы качественно другой. Показывать же его теперь, когда зубодробительная критика Кучмы считается хорошим тоном — грандиозная пошлость представителей искусства, именующего себя актуальным. Это же относится и к серии портретов Юлии Тимошенко, выполненных в поп- артовской манере (авторство Игоря Гусева). Справедливости ради, приходится констатировать, что проект «Год обезьяны», при всей своей очевидной заангажированности и прямолинейности, был наиболее запоминаемым из всего, что было выставлено на «Новых направлениях». Только он в этом конкурсе все равно не победил. Как не победил и фотопроект Николая Ридного и Беллы Логачевой «Любимцы. До и после». Среди работ, связанных с погребением домашних животных, художники зачем-то сконцентрировали в одной точке четыре портрета домашних любимцев, на шеях которых были повязаны оранжевые кусочки материи.

Крымско-татарский художник Исмет Шэйх-Задэ, много лет живущий в Москве, специально приехал в Киев, чтобы представить проект «Неизвестная империя». Концепция проекта связана с презентацией Украины как поликультурной страны, в которой есть место и исламскому наследию, и наследию караимов — крошечного этноса, представителей которого во всем мире осталось лишь несколько тысяч. В реализации проекта Шэйх-Задэ планировал своеобразно использовать историческую связь между Украиной и Италией — Венеция стоит на сваях, сделанных из вывезенных с территории Крыма дубов. Но мог ли художник рассчитывать на успех своей тонкой идеи среди царящего на выставке «Новые направления» оранжевого великолепия, апеллирующего к подсознанию членов жюри?

Именно оранжевый цвет и победил в этом конкурсе. По словам куратора украинской презентации Виктора Сидоренко, во время обсуждения проекта «Р.Э.П.» члены жюри не говорили об именах художников — эти имена особого значения не имеют, и кто именно будет представлен под вывеской «Р.Э.П.» еще непонятно. Смысл заключался в очередной трансляции в Европу украинских воспоминаний о бурном конце 2004 года. Художественные произведения будут подбираться и создаваться сейчас именно с целью передачи революционного оранжевого пафоса. Вполне возможно, кстати, что и портрет Кучмы Гнилицкого, и «Юля» Гусева окажутся в этой экспозиции. Да и проект Бокотея «Предвестники» может быть адаптирован к экспозиции. Оранжевая революция победила в очередной раз. Теперь уже в изобразительном искусстве. Только ее стратегия на этом поле, к сожалению, очень напоминает стратегию другой революции — красной.

Евгений МИНКО, «Власть денег», специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ