В последнее время тема реконструкции стала одной из наиболее обсуждаемых в столице, а в преддверии Дня независимости, к которому, как было обещано, закончится большинство строительных работ, особенно. О целесообразности реконструкции в таких масштабах велось немало дискуссий, мол, дескать, «зачем такие деньги на ветер бросать, если можно столько жилых домов построить, да заняться «благоустройством» столичных бомжей». Но тем не менее, небезосновательно аргументируют киевские власти, столица независимого европейского государства должна отвечать европейским стандартам.
Но, как известно, основной европейский принцип — все для удобства и комфорта горожан, и поэтому каждый новый проект должен не только теоретически, но и практически соответствовать этому. При этом учитывать интересы не только «большинства» (в нашем случае — пешеходов и автомобилистов), но и «меньшинства (мам с детскими колясками, инвалидов, велосипедистов и т.п.). Например, каждая европейская страна считает своим долгом обеспечить необходимые условия для проезда велосипедистов, ведь, как известно, в целях экономии и из экологических соображений в европейских странах велосипед — один из самых популярных средств передвижения.
К сожалению, полностью красоту реконструкции Киева может ощутить только «большинство».
Поскольку, по словам председателя Киевской ассоциации инвалидов-опорников «ИВАР» Игоря Дудника, при строительстве интересы людей с функциональными ограничениями абсолютно не учитываются. Вопрос о строительстве пандусов для инвалидов поднимался еще тогда, когда шла глобальная перестройка Крещатика, но, по его словам, несмотря на то, что пандусы были построены, они не могли выполнять до конца свою функцию (они были настолько крутыми, что инвалид не мог без дополнительной помощи воспользоваться ими). Подобная ситуация сложилась и с бровками, которые отделяют проезжую часть от тротуара. Они настолько высоки, что инвалид-колясочник самостоятельно не в силах их одолеть. Правда, заместитель начальника отдела градостроительства Василий Максимчук сказал, что этот вопрос неоднократно обсуждался, и что при строительстве «подземного города» на Севастопольской площади все замечания были учтены и пандусы уже построены.
Главный специалист отдела маркетинга Киевпроекта Наталья Зенькович не считает отсутствие велосипедных дорожек большим упущением, поскольку, по ее словам, этой проблемы на сегодняшний день в столице просто не существует. «Понятно, что велосипед — это лучшее средство передвижения как для здоровья человека, так и для экологии, но в то же время тот уровень велосипедизации столицы не позволяет нам говорить об отсутствии велосипедных дорожек как об одной из первостепенных проблем, ведь все же любое капиталовложение должно быть оправдано». Действительно, в Киеве не встретишь такого обилия велосипедистов, как, например, на улицах Пекина, где почти каждый житель города имеет по несколько велосипедов, которые «разбросаны» на различных велосипедных стоянках. В некоторых же городах Западной Европы велосипедная дорожка отделена от проезжей части отбойным камнем или цветом. В Киеве, как известно, такое на улицах встретить сложно, несмотря на то, что в правилах дорожного движения четко указано: велосипедисты должны ездить по велосипедным дорожкам (интересно, как они «попали» в правила, если их-то нету?), в случае же их отсутствия — по правому краю проезжей части. Обилие, особенно в центральных районах города, машин, да и отсутствие выделенного места для велосипедистов приводит к тому, что порой не желая этого, они нарушают установленные для них правила.
По словам президента федерации велосипедистов Николая Кириенко, проблема отсутствия велосипедных дорожек, как ничто, сейчас беспокоит ее членов. Это, продолжает Кириенко, может привести к тому, что через несколько лет беспредел, который творится на столичных трассах, в несколько раз увеличится, не говоря уже о том, что пополнение в рядах велосипедистов — это существенный шаг на пути к здоровому образу жизни. Но в то же время сотрудник пресс-службы Главного управления архитектуры и градостроительства Сергей Захожий считает, что отсутствие дорожек связано лишь с тем, что потенциальные инвесторы видят для себя совсем другие приоритеты. И в итоге получается замкнутый круг: чиновники не видят необходимости в строительстве дорожек, поскольку отсутствуют велосипедисты, а число последних не увеличивается, поскольку они не видят для себя необходимых условий для передвижений.
Мы часто говорим о европейском выборе Украины, и забываем при этом, что «Европа» — это далеко не только высокие материи или материальный достаток. «Европа» — это повседневные условия жизни, созданные для людей, а не красивых отчетов. И декларации о европейском пути Украины так и будут оставаться всего лишь словами, пока на этом пути не будут себя комфортно чувствовать не только 600-е «мерседесы», но и инвалидные и детские коляски, пешеходы и велосипедисты...