Вчера министр иностранных дел России прибыл с визитом в
Республику Польша. И хотя в его расписании немало встреч и переговоров
с польскими официальными лицами по различным аспектам взаимоотношений двух
стран, в том числе, последние приготовления для первого визита в Польщу
российского президента, гвоздь программы, естественно, состоит в том, чтобы
потушить последние очаги сопротивления польской стороны намерениям России
и Евросоюза проложить по территории этой страны газопровод, идущий в обход
Украины.
Накануне приезда Иванова в Варшаве состоялась встреча представителей
зависимого от «Газпрома» СП «Газэкспорт» с руководством польского монополиста
Gyrnictwo Naftowe i Gazownictwo. «Газета выборча», ссылаясь на неофициальные
источники, сообщила в прошедший понедельник, что россияне предложат Польше
увеличение цены на газ на 30%. Тем временем от транзита газа Польша может
получить хоть и не обещанный Владимиром Путиным миллиард долларов, но около
300 миллионов в год вполне возможны.
Однако (в крайнем случае до вчерашнего дня) комментарии
польских официальных лиц свидетельствовали о том, что Варшава хотя и стала
более прагматической, она все еще верна завету своего великого американца
Збигнева Бжезинского: «Без независимой Польши нет независимой Украины».
Заместитель директора информационного центра польского
правительства Анджей Папеж, характеризируя для «Дня» позицию кабинета Бузека
по поводу газопровода в обход Украины, отметил: «Польша заинтересована
в том, чтобы быть страной транзита газа, но не хочет, чтобы это вредило
другим государствам». Он отметил, что его страна последовательно негативно
относится к строительству так называемой междусистемной перемычки. Но «Польша
открыта для разговоров на темы проектирования и строительства газопроводов
в Западную Европу». Польша жизненно заинтересована в дальнейших инвестициях
и доставке газа в страну второй веткой ямальского газопровода, отмечает
Анджей Папеж.
Позавчера, отвечая на вопрос «Газеты выборчей»: что скажет
польский президент шефу российского МЗС, Александр Квасьневский ответил:
«Ожидаем разговоров за одним столом с Россией, ЕС и Украиной». Он подчеркнул,
что в любом из газотранспортных проектов должна принимать участие Украина,
скажем, участием украинских фирм в строительстве новых магистралей. «Польша
не может поддержать ни одного проекта, направленного против Украины, —
подчеркнул Квасьневский. — Однако не забываем, что ведутся разговоры между
Киевом и Москвой. Предполагаю, что там стороны уже пришли к пониманию,
хотя и не известно, на какой основе».
Вот тут и наступает черед уже внутренних вопросов. Первый
— очевидный, на который никак не могут ответить наши союзники-поляки: «А
какова же позиция Украины?». «Польша готова отстаивать интересы Украины,
но не без нее самой, — пишет в «Газете выборчей» экс-министр иностранных
дел в правительстве Тимошевича Дариуш Росати. — Без четкой позиции Киева
Варшаве сложно будет отстаивать интересы соседа, вступая в конфликт одновременно
с Европейским Союзом и Россией».
Но можем ли однозначно ответить на поставленный вопрос
мы, украинцы? Сразу же после оглашения консорциума о строительстве нового
газопровода в Европу, Леонид Кучма сказал, что не видит причин для беспокойства
и что это — очень отдаленная перспектива. Выступая в минувшую пятницу перед
студентами, он отметил, что идея строительства газопровода в обход Украины
была политической акцией до тех пор, пока ее не поддержал Европейский Союз.
По его словам, теперь «Украина заинтересована в том, чтобы не стоять в
стороне от этих процессов (строительства газопровода по территории Польши
— Авт. )». Больше того, Президент считает: «Желательно, чтобы мы
принимали участие в строительстве этих обходных газопроводов, которые появятся
не сегодня и не завтра и на которые нужны большие деньги и время».
Тем временем премьер-министр Ющенко настаивал (в т.ч. и
во время визита в Варшаву) на том, что существующего украинского газопровода
— после его модернизации — целиком достаточно, чтобы удовлетворить нужды
ЕС. Кстати, с нашей газотранспортной сетью тоже творится что-то непонятное.
То мы ее продаем, о чем сообщается в Лондоне нашими представителями на
международной конференции и премьером в интервью «Financial Times». Потом
— уже как бы не приватизируем, а передаем в концессию, и в агентствах появляются
анонсы о рассмотрении в ВР соответствующего законопроекта. Судя по выступлению
Ющенко после московского визита, уже и не приватизируем, и в концессию
не отдаем. В прошедший понедельник наш премьер уже заявил: «Я не хочу употреблять
сегодня слово «приватизация» (в отношении газотранспортной системы — поясняет
Интерфакс-Украина), не хочу давать каких-то иных характеристик. Мы ставим
сами себе вопрос, какую модель нам надо выбрать, чтобы тот потенциал, который
существует на наших транзитных магистральных газопроводах, наиболее эффективно
использовать с точки зрения интересов и производителей газа, и его покупателей».
Единственное, что можно понять со слов премьера: позиция Украины, мягко
говоря (если учитывать скорость, с которой разворачиваются события), еще
не определена.
И тут важно подчеркнуть еще один момент, может быть, даже
более важный, чем неопределенность позиции. «Разночтения», которые могут
быть полезными во внутренней политике, серьезно вредят в политике внешней.
В Польше, например, начали поговаривать о двух конкурентных тандемах: Кучма-Квасьневский
и Ющенко-Бузек. Одно из украинских изданий «развило» эту гипотезу до того,
что между двумя странами уже «формируются две оси сотрудничества: пророссийская
— на уровне президентов стран, и проевропейская — на уровне правительств»
(правда, в контексте газопровода это звучит как равнозначность позиций,
поскольку ЕС в данном вопросе поддерживает «Газпром» и Россию).
«Между премьером Ежи Бузеком и президентом Александром
Квасьневским нет разногласий по поводу внешней политики, особенно — в отношении
Украины», — категорически заявил «Дню» Анджей Папеж, о чем, кстати, может
свидетельствовать и приведенный выше ответ Квасьневского «Газете выборчей».
В интервью той же газете несколькими неделями ранее Эжи Бузек сказал: «Трудно
подсчитать прибыль от транзита газа, поэтому не буду комментировать эти
утверждения (президент России Владимир Путин пообещал Польше $1 млрд. прибыли
от транзита газа по новому газопроводу). Важным является не только прибыль
от транзита газа, но также стратегическое упрочение позиций Польши как
страны, через которую идет поставка газа в Европу. Мы становимся важным
элементом европейской системы безопасности, равновесия и стабильности,
а также повышаем гарантию поставок газа в нашу страну».
Второй вопрос — дискуссионный: «Как должна реагировать
Украина на желание России построить газопровод в обход ее территории и
в этом контексте — что нам делать с нашей газотранспортной системой?».
К сожалению, в ответах на него в нашем правительстве преобладают политические
лозунги, а не прагматический расчет.
Может ли Украина, даже в союзе с Польшей, заблокировать
такое строительство? Прежде, чем ответить, попробуем учесть, что:
во-первых, в ближайшие 20 лет в странах Евросоюза ожидается
увеличение потребления газа на 200 млрд. м. куб. «Российский газ дешевый
и его много, — отмечает Дариуш Росати, — поэтому трудно удивляться, что
ЕС, сохраняя принцип диверсификации источников поставок газа, планирует
увеличить его экспорт из России на 60-80 млрд.м.куб. ежегодно. Существующая
сеть газопроводов только частично в состоянии удовлетворить эти возрастающие
потребности. Имеющейся веткой ямальского газопровода можно дополнительно
перекачать до 20 млрд. м.куб. газа; можно увеличить пропускную способность
украинского газопровода на 10—15 млрд.м.куб. Учитывая запланированный рост
потребления, этого недостаточно. Поэтому договор между Россией и Польшей
от 1993 года предусматривает строительство второй ветки ямальского газопровода
с пропускной способностью 30-35 млрд.м.куб.». Росати также отмечает, что
транзит через Белорусь и Польшу — самый дешевый вариант доставки газа в
Европу;
во-вторых, поскольку проект поддерживает ЕС и четыре западных
гиганта (две германских структуры, французский и итальянский газовые монополисты),
Польша не сможет долго отказываться от него, аргументируя это только тем,
что он навредит интересам Украины. Напомним, что в 2003 Польша может реализовать
свою заветную мечту — вступить в ЕС; в январе следующего года должна состоятся
встреча Ежи Бузека с Романо Проди. Анджей Папеж подчеркнул «Дню», что во
время встречи будут обсуждаться все жизненно важные для Польши темы. «Не
исключено, — признает он, — что одной из таких тем может быть строительство
газопровода в Западную Европу с возможным обходом Украины». В европейском
контексте Украина, кажется, серьезно может надеяться только на то, что
Варшава так и останется против строительства междусистемной перемычки,
которая по идее Москвы должна соединить через Польшу ямальский газопровод
с «украинским», но уже на территории Словакии (другими словами, именно
эта перемычка может создать условия, когда российский газ может попадать
в Европу минуя Украину);
в-третьих, Украина, как страна транзита газа, скомпроментирована
уже набившими оскомину обвинениями в воровстве газа и не менее хроническими
неплатежами. Это, как очень важный негативный момент для отстаивания общих
украино-польских интересов, отмечает Дариуш Росети. «Покупать российский
газ и регулярно за него платить. Не допускать, чтобы возрастили новые долги.
Но если уже случилось так, как сейчас, то нужно было бы подумать об имидже
Украины в мире. Россия не имела бы причин обвинять Украину в воровстве
газа», — говорит о выводах, которые должна Украина сделать из нынешней
ситуации, в интервью «Газете выборчей» секретарь Совета национальной безопасности
и обороны Украины Евгений Марчук;
в-четвертых, дав в руки россиянам такие козыри, имеем ли
мы право пенять на Москву? Кроме того, как отмечает глава московского представительства
«Рургаза», один из участников консорциума из 5 компаний, Райнер Хартманн:
«Перед «Газпромом» стоит вопрос о диверсификации путей доставки газа в
Европу (сейчас Украина, фактически, является монополистом, пропуская через
свою территорию около 90% экспорта российского газа в Европу — Ред.) и
он должен сам решать, по какому маршруту транспортировать газ: через Польшу
и Словакию или через Балтийское море».
Что мы сейчас предполагаем взамен? Обещание платить и не
воровать. Но Ющенко уже заявлял, что в этом году газ мы не воруем. Тем
не менее во время его недавнего визита в Москву вдруг оказалось, что даже
осеннего Указа Президента со строжайшим запретом несанкционированного отбора,
недостаточно. Надо было (а надо ли?) принимать такие условия, что иначе,
чем кабала для налогоплательщиков, их и не назовешь...
Тот факт, что на модернизацию украинского газопровода,
которая увеличит его пропускную способность, нужно меньше средств, чем
на строительство нового, уже аргумент. Но, как отмечалось выше, даже модернизация
не в состоянии обеспечить возрастающие потребности ЕС в газе.
Аргументом в нашу пользу есть и то, что, как отмечает Евгений
Марчук в интервью «Газете выборчей», «на трассе проектированного газопровода
нет ни одного хранилища газа, который мог бы обеспечить стабильность поставок
в случае аварии и внезапного приостановления добычи. В украинских хранилищах
«Газпром» держит сегодня на всякий случай 11 млрд. куб. м. газа, то есть,
фактически одну десятую своего ежегодного экспорта на Запад».
Еще одним, серьезным аргументом для «Газпрома» и его партнеров
по консорциуму могло бы стать их участие в украинской газотранспортной
сети. В интервью той же газете Евгений Марчук говорит, что проект о приватизации
49% газопроводов уже находится в парламенте: «Лично я считаю, что чем быстрее
мы втянем Россию в украинскую сеть транзита газа, тем быстрее избавимся
от всех проблем. Перестанем тогда слышать неприятные обвинения со стороны
России в воровстве газа». Отвечая на вопрос газеты «Не будет ли это означать
полной экономической зависимости Украины от России?», Марчук отметил: «Такой
риск всегда существует. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы
не перейти опасную черту. С другой стороны, нужно наконец преодолеть недоверие
к приватизации. Мысли «пусть погибнет все, но ничего не отдадим в чужие
руки» — это анахронизм. Государство всегда имеет механизмы для того, чтобы
вынудить иностранные фирмы уважать местные порядки. Если Россия не будет
принимать участие в руководстве нашими трубопроводами, она ни в коем случае
не откажется от поисков новых путей транзита газа в Европу».
Украина играет роль важного газового моста в Европу, отмечают
сотрудники Немецкой консультативной группы при правительстве Украины Петра
Опитц и Кристиан фон Хиршхаузен, но этот мост стал менее устойчивым, что
вызвало к жизни и создало условия для строительства конкурентного трубопровода,
чтобы реанимировать, по их мнению, украинский газовый маршрут украинское
правительство и газовая промышленность должны быстро отреагировать, если
хотят избежать потери своей прибыли и политических преимуществ от роли
моста в Европу. Немецкие ученые доказывают, что наилучшим решением этой
проблемы является проведение тендера на право долгосрочной аренды или концессии
украинской части международной системы транзита газа. По их мнению, если
Украина очень быстро не обеспечит таким образом стабильные и надежные основы
транзита газа через свою территорию, она потеряет значительный сегмент
своей части рынка и прибыли от транзита газа. «Ныне очередь Украины быстро
реагировать, чтобы остаться важным звеном сообщения с Европой, — заключают
эксперты и добавляют: — Если она этого хочет».
Однако существует опасение, что наше правительство настолько
увлеклось внутренними энергетическими «войнами», которые само же в значительной
мере и провоцирует, что не заметило надвигающейся глобальной угрозы остаться
вне главных путей и процессов транспортировки газа с «надкушенным» газопроводом,
закопанным в нашу землю. К сожалению, последние выступления премьера также
не дают повода для оптимизма... Скажем, во время визита в Украину президента
Еврокомиссии Романо Проди Президент Украины Леонид Кучма говорил ему о
потенциальных возможностях наращивания транзитных мощностей украинской
газотранспортной системы и нашел понимание. Однако премьер-министр Виктор
Ющенко, сам выступавший за более активное использование нашей сети, во
время своих недавних переговоров в Москве, к сожалению, не продолжил эту
тему. А ведь без конкретных договоренностей с Россией красивые слова так
и будут оставаться только декларациями.
Так что же нам делать дальше? «Украина не может быть ни
за, ни против газопровода в обход ее территории, поскольку эти вопросы
решаются вне сферы нашего реального влияния, — констатирует Евгений Марчук
в «Газете выборчей». Понятно, что мы заинтересованы в том, чтобы энергоносители
шли через Украину, тем более, что наша сеть трубопроводов сегодня используется
только на 70%. Но мы не считаем, что должны обижаться на кого-то за тот
или другой проект. Не можем изменить того факта, что с России к Западу
ближе через Белорусь и Польшу, а не через Украину. С другой стороны, нет
сомнений, что предложенный Россией проект нового газопровода имеет также
политический подтекст. Однако зараженные вирусом украинского псевдопатриотизма
лица должны как можно скорее от него избавиться ради интересов самой Украины.
Нельзя избежать процесса транспортировки энергоносителей. Нужно сделать
выводы из реальности и стараться, чтобы Украина получила максимальную пользу
в тех условиях, которые она имеет».
Можно предположить: когда о проблеме обходной трубы начнут
говорить деловые люди на языке цифр, тарифов и гарантий, — а не политической
трескотни, — то ситуация сможет измениться в лучшую для Украины сторону.
Конечно, если наше правительство выдержит тест на владение этим языком.
А значит, просто докажет: через Украину — в-ы-г-о-д-н-е-е...