Ни в одном из прежних своих выступлений перед прессой глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко не уделял так много внимания политике и ни разу еще не говорил о ней, как о факторе, влияющем на имидж возглавляемой им компании. «Политические факторы как в самой Украине, так и за ее пределами, — утверждал главный газовик страны на недавней встрече с журналистами, — продуцировали многочисленные мифы, связанные с работой нашей компании». Политическая риторика была, очевидно, использована в ответ на решение правительства, отклонившего с подачи главы Минфина Виктора Пинзеника представленный «Нафтогазом» финансовый план, и это, похоже, может свидетельствовать об очередном остром конфликте в правящей элите. Является ли он своеобразным экономическим отражением стержня нынешнего политического момента — процесса создания парламентской коалиции или обусловлен всего лишь элементарным межличностным конфликтом? Представляется, что в этой коллизии могут быть задействованы оба варианта.
Но сначала несколько слов о внешнем факторе. К нему Ивченко относится абсолютно спокойно и утверждает, что цены на российский газ, поставляемый в Украину, будут стабильными не только во втором квартале, но и во втором полугодии, если, конечно, он останется на своем посту. Еще один будоражащий в последнее время общество внешний вброс информации (о возникшей задолженности «Нафтогаза» перед компанией «Росукрэнерго») Ивченко называет вымыслом и сообщает, что за январь, хотя это и было нелегко, Украина расплатилась полностью, а за февраль, в связи с убыточными для «Нафтогаза» ценами, «тяжело, но дорассчитываемся...».
Внутреннюю политическую угрозу для «Нафтогаза» «нарисовал» министр финансов. С его слов можно сделать вывод о том, что компания уходит от налогов. Ивченко считает такое высказывание, «мягко говоря, некорректным», но при этом напрямую обвиняет оппонента во лжи. Суть экономических разногласий по линии Ивченко — Пинзеник, на первый взгляд, определяется исключительно бюджетными проблемами. С этого года за импортируемый из России природный газ нужно платить НДС. «Нафтогаз», страдающий от кассового разрыва в связи с повышением цен на российский газ и сохраняющимися пока что низкими ценами для населения, коммунальных и бюджетных организаций, этот налог, по словам Ивченко, уплатить не в состоянии. «Нафтогаз» мог бы рассчитаться с бюджетом в рассрочку на 180 дней, выдав налоговой соответствующий вексель. Пинзеник хочет получить деньги немедленно. И «советует» взять для этого кредит. Ивченко не хочет брать на компанию дополнительный груз в виде процентов. Он с цифрами в руках утверждает, что вовсе не «Нафтогаз», который в прошлом году вдвое увеличил свой вклад в наполнение бюджета, тогда как его доходы выросли далеко не на столько, виноват в возникновении бюджетных дыр, и, в свою очередь, советует именно Минфину брать кредит, чтобы их затыкать.
Кроме того, камнем преткновения двух ведомств остаются внутренние цены на газ. С первого мая они, по официальным данным, поднимаются для населения на 25%. Но если судить по информации от «Нафтогаза», то речь идет о 38% (причем без НДС и тарифов на транспортировку и поставку). И уже с июля НАК хотела бы повысить их еще почти вдвое. Впрочем, главный удар по населению городов, которому накануне выборов правительство обещало не повышать в этом году газовых цен (Ивченко не разделяет ответственности за это неисполненное обещание, поскольку всегда ратовал за экономически обоснованные тарифы), нанесут предприятия теплокоммунэнерго, для которых газ в мае подорожает почти на 29%, а в июле — еще на 70%. В результате зимний сезон 2007—2008 годов может оказаться для украинских семей достаточно дорогим (в счетах за коммунальные услуги, которые получают наши граждане, до 60% приходится на теплоснабжение и горячее водоснабжение). Впрочем, вполне возможно, что это соотношение сохранится, поскольку у региональных и муниципальных властей нет другого выхода, кроме как повысить примерно в таком же соотношении стоимость остальных коммунальных услуг.
В любом случае правительству придется пересматривать бюджет и выискивать в нем дополнительные ресурсы на повышение дотаций населению. И это еще не самая большая его забота, поскольку значительную часть бюджетных средств на адресные дотации обеспечит за счет роста своих доходов сам «Нафтогаз». Куда труднее будет найти деньги для отопления бюджетных организаций: школ, больниц, воинских частей, судов. Для этой сферы газовые тарифы повышаются на первом этапе на 30%, а в последующем на 75%. Всего же от нынешнего уровня они вырастут почти в 2,3 раза.
И, пожалуй, именно тут следует искать истоки нынешнего экономического противостояния «Нафтогаза», являющегося крупнейшей бюджетообразующей корпорацией страны (по словам Ивченко, на ее долю приходится 10% доходной части), и Минфина, отвечающего за наполнение главной государственной сметы. Руководитель «Нафтогаза» предполагает, что финансисты считают НАК «дойной коровой» (за 2005 год он почти удвоил против предыдущего года платежи в бюджет), но отмечает, что если ее плохо кормить, то она перестанет давать молоко, а может и вовсе свалиться с копыт.
Финансовые споры, конечно, лишь надводная часть айсберга. Политика же очень редко и неявно выходит на поверхность. Тем не менее можно предположить, что при отсутствии политических разногласий, экономические противоречия в недрах правительственных структур были бы успешно сглажены. Напомним, что первый «бунт» министра финансов, доставшегося Юрию Еханурову от предшественницы, произошел еще накануне выборов. Тогда Пинзеника уговорили не покидать правительство и отправили в предвыборный отпуск. Можно предположить, что теперь министр снова лишь в одном шаге от отставки, что было бы вполне логично не только в связи с большими бюджетными проблемами, которые сейчас не трудно предвидеть, но и, главным образом, из- за поражения на выборах его политической силы. Он наверняка понимает, что политическая карьера близится к закату и может рассчитывать на ее продолжение только в том случае, если главой правительства снова станет Юлия Тимошенко.
Именно отсюда, похоже, растут ноги противостояния с «Нафтогазом». Если бы Пинзенику удалось отправить Ивченко в отставку, то это увеличивало бы для него вероятность остаться в третьем послереволюционном правительстве во главе с Тимошенко, которая намерена пересмотреть январские украинско-российские газовые договоренности. (В этом случае, предсказывает Ивченко, цена российского газа для Украины вырастет очень сильно).
В сравнении с Пинзеником, который сейчас имеет весьма ограниченное поле для маневра, у Ивченко оно гораздо шире и позволяет выбирать между политической деятельностью (он избран в Верховную Раду от «Нашей Украины») и дальнейшим руководством компанией. Можно надеяться, что небольшой инцидент с новым «Мерседесом» не испортил его отношений с Президентом, тем более, что ему удалось не только быстро и выгодно продать этот дорогой автомобиль, но и довольно логично объяснить, почему ему потребовалось его покупать (оказывается, от предшественника ему достался арендованный автомобиль, содержание которого обходилось куда дороже, чем покупка новой машины в собственность компании).
В то же время Ивченко также находится в определенных и довольно жестких рамках. Не случайно глава «Нафтогаза» заявил журналистам, что «никто не отправлял, не отправляет и не отправит меня в отставку».