Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Угрожающий «Русский марш»

Почему Кремль снисходительно относится к неофашистам
4 ноября, 2010 - 20:57
ФОТО РЕЙТЕР

Вчера в Москве в День народного единства прошли сразу два Русских марша — один организовали радикальные националисты, другой — прокремлевская молодежь. По данным милиции, самым многочисленным был марш прокремлевского движения «Наши» — около 20 тыс. человек (!). Тем временем, в районе Люблино состоялось шествие националистов, которое было согласовано со столичными властями. По оценке ГУВД, в нем участвовали 5 тыс. человек. Хотя организаторы утверждают, что собравшихся было вдвое больше.

В шествии, организованном в московском микрорайоне Люблино участники акции держали транспаранты: «Вернем в Россию русскую власть», «Свободу политзаключенным», выкрикивали националистические лозунги и держали растяжки с надписями «Русские, вперед!», «Москва — русский город» и «Мы освободим Россию». Большинство участников марша прикрывали свои лица шарфами и марлевыми повязками, они выкрикивали нецензурные лозунги. К слову, аналогичные шествия прошли и в других городах страны. В частности, в Новосибирске и Туле акции «Движения против нелегальной иммиграции» собрали несколько сотен человек.

Понятно, что российские власти благосклонно относятся к прокремлевскому движению «Наши». И при этом они дали согласие на проведение марша националистов. Хотя в последнее время запрещались акции движения «31 числа», выступающего за защиту статьи 31 российской конституции, которая гарантирует россиянам право на свободу собраний.

Если «Наши» обычно собираются по разнарядке, как это делалось обычно в советские времена, то этого нельзя сказать о националистах. Как отмечает в своем блоге на радиостанции «Эхо Москвы» Антон Орехъ: «Шествия есть. Но единственные, кто в душевном порыве, сами, без разнарядки и приказа вышли на улицы — это националисты. А еще нацисты, расисты, ксенофобы, православные фундаменталисты, квачковцы — вот он, настоящий русский Хелловин. Им никто не запрещает шествовать.

И теперь мы празднуем каждый год день ненависти ко всем нерусским, ко всем неправославным, а заодно и к проклятому Западу, Америке, жидам. Причем эти нехитрые мысли звучат не только от националистов, но и от «нашистов», «молодогвардейцев» и прочей кремлевской молодежи. В общем, у Дня народного единства появился внезапный смысл».

КОММЕНТАРИЙ

Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:

— Мне кажется, что власти боятся националистов и говорить о том, что им предоставляются какие-то особые условия, не приходится. Другое дело, если какая-то официально зарегистрированная сила или организация обращается с заявкой на проведение марша, и те лозунги и те формы его проведения никак не нарушают действующее законодательства, то не в компетенции власти решать, что вот эти хорошие, а те — плохие. Можно говорить о двух вещах: либо о том, что нарушается законодательство страны, либо о том, что законодательство недостаточно жестко контролирует экстремистские и националистические силы. Мне кажется, что такой проблемы в России сейчас нет, а есть, скорее, проблемы, связанные с тем, что сам День единства, введенный как альтернатива 7 ноября, не смог наполниться каким-то идейным содержанием, кроме как националистическим. И это проблемы — такой проигрыш в идеологическом плане.

Можно говорить об отношении властей вообще и властей конкретных, местных к разным политическим силам и к разным организациям. И действительно говорить о том, что где-то, особенно на низовом уровне, власти могут сочувствовать и националистам. Им могут сочувствовать и силовые органы, в том числе и те, которые отвечают за поддержание порядка. Но это опять же, проблемы не глобальные, а скорее локальные.

Те лозунги, которые не являются нарушением законов или конституции, — нравятся они кому-то или не нравятся — они имеют право на существование и в этом смысле мне кажется опасным, если власти стараются это пресекать.

Если сравнивать Украину и Россию, то огромное преимущество, прежде всего в идеологической сфере, Украины заключается в том, что у нее есть понятные многим гражданам объяснения того, почему было плохо раньше, почему был голод и так далее. На это «почему» ответом может быть: «власть чужая» в Москве, российский империализм и так далее.

Россия по определению такой возможности лишена. И в этом смысле, российская власть в идеологическом плане построения государства находится в более сложном положении, нежели любая из 14 бывших союзных республик, где понятно, кто был во всем виноват раньше. Конечно, она, как и любая власть, не заинтересована в том, чтобы национализм принимал какие-то экстремистские формы, но, как и любая власть, она заинтересована в том, чтобы каким-то образом происходила консолидация общества, в том числе и вокруг власти. И использование националистических лозунгов тоже объяснимо, может российской власти в какой-то степени нравится это.

 

Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»
Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ