Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — ЕС-2003. Что делать

25 сентября, 2003 - 00:00

На рубеже второго и третьего тысячелетий на наших глазах формируется новая карта мира. Закладываются новые отношения между странами, создаются новые границы, появляются новые межгосударственные союзы и надгосударственные органы. Этот процесс особенно активно проходит на территории Евроазийского континента, и особенно выразительно — в его Европейской части.

Украина находится в географическом центре Европы. Она сочетает в себе черты как восточной, так и западной культуры, религии, экономики и мировоззрения. Выгодное территориальное расположение и благоприятные климатические условия, высокий уровень образованности и трудолюбие населения, толерантность к различным нациям и религиям ставят Украину в ряд наиболее потенциально развивающихся стран. Эти условия в течение десятков лет дают основания для многих политиков и аналитиков утверждать, что от выбора Украиной внешнеполитических приоритетов в большой степени зависит будущее Европы и Евразии. Нашим европейским соседям не следует пренебрегать этим. То, что закладывается сегодня и в ближайшие годы, формирует основу для покоя (или беспокойства) европейского сообщества на 50—100 лет в будущем.

С первых дней независимости в Украине происходило позиционирование общества и элит в выборе Восток—Запад. После подписания соглашения о создании Единого экономического пространства впервые в истории Украины выбор между Востоком и Западом вышел в плоскость борьбы. Борьбы мировоззрений, ценностей, краткосрочных интересов и стратегических целей. Эта борьба, по худшему сценарию, может привести к разрыву страны на части и разжиганию в центре Европы нового очага вражды. В этом никто не заинтересован. Чтобы этого избежать, нужно корректно пройти этап конституционной экспертизы, проработку предостережений и ратификации текста соглашения о ЕЭП в парламенте.

Украина не должна остаться в этой сложной ситуации наедине со своими проблемами и давлением со стороны партнеров по ЕЭП. Мы должны ощущать поддержку нашего евроинтеграционного курса. Мы вправе ожидать от партнеров по еврообъединению понимания, заинтересованности и своевременной помощи.

Уверена, что наиболее эффективным и своевременным решением сегодня является предоставление Украине статуса особого соседа. Этот статус должен отличаться от статуса других стран-соседей, поскольку между ними и Украиной есть существенные отличия:

1. В отличие от других государств, Украина заявляет и последовательно подтверждает свои намерения о вхождении в Европейский Союз многими законодательными актами.

2. Украина подтвердила свои евроинтеграционные намерения беспрецедентными действиями: отказом от ядерного оружия, закрытием Чернобыльской АЭС, отказом от Бушерского контракта. По существу «европейскими» являются активная деятельность в миротворческих операциях, отказ от силовых методов разрешения внутренних и внешних проблем.

3. Уровень демократии в Украине (несмотря на наличие нерешенных проблем) существенно отличается от уровня демократии в других постсоветских странах-соседях, которые тяготеют к авторитарным методам руководства и имеют явные признаки имперского мировоззрения среди элит и населения. Украина выздоровела от имперского образа мышления. Абсолютное большинство населения и элит тяготеет к европейским ценностям — семье, согласию, защите частной собственности, плюрализму, миротворческой деятельности.

4. Экономика Украины уже обрела основные черты рыночной экономики. В первую очередь, применяются высокие, близкие к мировым, рыночные цены на энергоносители. Это радикально отличает украинскую промышленную политику создания конкурентоспособной продукции от политики субсидирования промышленности за счет низких цен в других странах СНГ. Даже при таких условиях украинский экспорт увеличивается, и темпы экономического роста являются стабильно высокими.

Анализ этих и других отличий доказывает, что сущность трансформационных процессов в Украине и, например Беларуси и России, является качественно различной. Естественно, что и статус Украины в Евросоюзе должен быть отличным.

Обретение Украиной статуса особого соседа может стать новым сильным толчком к углублению демократических и экономических реформ в стране. Это, в свою очередь, является залогом того, что Украина, как сосед и будущий член европейской семьи, и далее будет оставаться свободным, сильным и суверенным государством.

Инна БОГОСЛОВСКАЯ, председатель Государственного комитета по вопросам предпринимательства
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ